Допрос замминистра обороны придает остроту делу сотрудников Минобороны

Заместитель министра обороны Алексий Батиашвили 3 ноября провел почти 10 часов в прокуратуре, где его допрашивали в качестве «свидетеля» в связи с тем делом, которое касается секретной государственной закупки и в связи которым в конце октября были задержаны один бывший и четыре действующих сотрудника Министерства обороны и Объединенного штаба ВС.

Сам Батиашвили с журналистами не беседовал после допроса, который завершился 3 ноября поздно ночью, но его адвокат сказал журналистам, что процесс допроса проходил с «нарушениями».

Адвокат Леван Самушия, который в то же время является защитником одного из задержанных сотрудников Департамента по закупкам Министерства обороны, заявил, что следователь хотел получить желательные ответы от Батиашвили и представленный после допроса его клиенту протокол допроса не отражал реальных заявлений свидетеля. После того, как были высказаны претензии в связи с неточностью протокола, по словам адвоката, следователь представил измененную версию заявлений свидетеля, но и она не отражала точно ответы Батиашвили. Поэтому, как заявил адвокат, его клиент отказался заверять точность протокола и поставить под ним подпись.

Прокуратура опровергла обвинения адвоката о нарушениях и заявила в опубликованном 4 ноября заявлении, что «допрос проходил с полным соблюдением всех процедур допроса свидетеля, определенных в уголовно-процессуальном законодательстве Грузии».

«Как оказалось, у последнего (Батиашвили) не было ответов на заданные вопросы. После завершения допроса свидетель Алексий Батиашвили проявил неопределенное отношение и отказался поставить подпись под протоколом, составленным на основании его же показаний», — заявила прокуратура и добавила, что «следователь предоставил ему и его адвокату возможность зафиксировать замечание в связи с отказом подписать протокол, после чего процесс допроса завершился, так как истекал определенный законом для допроса срок в восемь часов».

Прокуратура заявила, что претензии адвоката Батиашвили о «нарушениях» во время допроса «совершенно непонятны». Прокуратура также отметила, что Батиашвили и его адвокат прибегли к такой «тактике» по той причине, что свидетель «не оказался готов дать ответ на вопросы следствия».

Прокуратура заявила, что она готова повторно допросить Батиашвили и зафиксировать процесс его повторного допроса с использованием адио-видео средств, чтобы в будущем исключить возможность «таких спекуляций».

Прокуратура заявляет, что 4,1 млн. лари было растрачено во время осуществления государственной закупки, объявленной в 2013 году о проведении оптико-волоконной магистрали и приобретении сетевой аппаратуры, в рамках которой с крупнейшей телекоммуникационной компанией страны «Силкнет» был оформлен контракт. Задержанные сотрудники Министерства обороны и Объединенного штаба, которые в настоящее время находятся в предварительном заключении, отвергают обвинения, а министр обороны Ираклий Аласания заявляет, что уверен в их невиновности.

Прокуратура назвала две причины вызова Батиашвили на допрос: на контракте с «Силкнет» стоит именно его подпись, и прокуратура также отметила, что он является «близким родственником» финансового директора компании «Силкнет».

Контракт с компанией «Силкнет» был подписан в декабре, но сама государственная закупка, которой был присвоен гриф секретности, был объявлен 27 августа 2013 года, 5 сентября были открыты представленные несколькими компаниями тендерные предложения и тогда же, в начале сентября компания «Силкнет» была объявлена победителем.

Тогда Батиашвили пока еще не был заместителем министра обороны – на эту должность он был назначен в конце ноября прошлого года.

Во время объявления тендера Батиашвили был заместителем министра внутренних дел; Тогда пост министра ВД занимал ныне премьер-министр Ираклий Гарибашвили.

Компания «Силкнет» отметила в своем заявлении, что в процессе проведения тендера «все представители компании Силкнет действовали с полным соблюдением правовых норм».

«Среди четырех компаний, участвовавших в тендере, представленное компанией Силкнет предложение было самым надежным, с предложением наилучшей цены и качества услуг, которое обошлось бы государственному бюджету на 2,4 млн. лари дешевле по сравнению с предложением компании, вышедшей на второе место», — заявила компания.

Делу прокуратуры присвоен гриф секретности и Министерство обороны желает, чтобы этот гриф был снят с дела. По заявлению Министерства обороны, МВД отказалось от снятия грифа по той причине, что необходимо пересмотреть материалы этого дела, которое получит от прокуратуры. Министерство обороны заявило на прошлой неделе, что намеревалось официально попросить прокуратуру передать материалы дела МВД 3 ноября. В опубликованном 3 ноября заявлении прокуратура отметила, что заявления о том, что «якобы гриф секретности этому делу был присвоен прокуратурой Грузии и намеренно не снимает гриф секретности с материалов, являются ложью и ставят своей целью введение общества в заблуждение и дискредитацию прокуратуры Грузии». Согласно тому же заявлению, делу был присвоен гриф секретности, так как Министерство обороны само присвоило гриф секретности тендеру. Прокуратура также заявила, что готова передать материалы дела МВД, в случае положительного заключения которого, именно министр обороны или его заместитель будут правомочны снять гриф секретности с указанных документов, а не прокуратура Грузии. В ответ на это заявление Министерство обороны заявило, что оно «ни в одном заявлении не зафиксировало позицию, что якобы гриф секретности этим материалам был присвоен прокуратурой, и тем более не заявляло, что следственный орган намеренно не снимает гриф». Министерство обороны призвало «всех, воздержаться от распространения неправильной информации».

Министр обороны Ираклий Аласания повторил 3 ноября, что он «абсолютно до конца уверен» в невиновности задержанных своих сотрудников.

3 ноября вечером Аласания и его однопартийцы, депутаты Парламента от «Свободных демократов» встретились с премьер-министром Ираклием Гарибашвили.

4 ноября Ираклий Аласания с целью ознакомления с «деталями» этого дела встретился с председателем Парламента Давидом Усупашвили, который в правящей коалиции представляет Республиканскую партию. После встречи оба они отметили, что Комитет по обороне и безопасности был информирован об этой секретной закупке, о чем министерство, в соответствии с требованиями закона, в прошлом году сообщило о контракте, так как его стоимость превышала 2 млн. лари.

«Мы ознакомили друг друга с нашими взглядами, что может быть причиной этого (следствия)», — заявил Аласания после встречи и добавил, что если от Парламента будет исходить желание, «Министерство обороны полностью готово сотрудничать с целью внесения большей ясности вокруг этого дела».

«Парламент, естественно, имеющимися у него в руках инструментами, посредством комитета или другими рычагами будет следить за этим делом и все урегулируем таким образом, чтобы не пострадали интересы страны, качество нашей обороноспособности и чтобы все было бы урегулировано цивилизованным путем», — заявил Усупашвили после встречи.

Эти аресты породили спекуляции по поводу того, что они могут быть частью проходящей внутренней борьбы в коалиции Грузинская мечта, мишенью которой является министр обороны Ираклий Аласания. Последний в настоящее время находится в Германии и пока не комментировал этот вопрос. После арестов также были проведены параллели с тем делом, которое связано с арестом нескольких сотрудников Министерства сельского хозяйства в мае 2013 года также по обвинению в растрате. Тогдашний министр сельского хозяйства Давид Кирвалидзе после тех арестов ушел в отставку. Но спустя девять месяцев обвинения в растрате были сняты с сотрудников министерства.

В интервью телекомпании «Имеди» 31 октября премьер-министр Ираклий Гарибашвили воздержался от прямого ответа на вопрос, существует ли вероятность постановки вопроса о политической ответственности министра обороны, но заявил, что у него также есть вопросы в связи с государственной закупкой.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)