Законопроект об участии в незаконных вооруженных формированиях принят во втором слушании

Парламент Грузии 29 мая во втором слушании принял изменения к Уголовному кодексу Грузии, которые расширяют круг преступлений, связанных с незаконными вооруженными формированиями, а принятие другой части того же законопроекта, которая касается криминализации «призывов к насильственным действиям», было отложено.

Заместитель министра внутренних дел Леван Изория заявил в апреле, во время слушания законопроекта в первом чтении, что правительство приступило к подготовке этой инициативы в сотрудничестве с западными партнерами для превенции того, чтобы граждане Грузии не отправлялись воевать в рядах военных группировок известного под названием Исламского государства в Сирии и Ираке. Радикализацию проживающей в Панкисском ущелье мусульманской молодежи он назвал вызовом и отметил, что ужесточения законодательства для решения этой проблемы не достаточно, и государство должно предложить местным жителям «основания для другой заинтересованности», чтобы произошла «их интеграция в обществе».

Согласно законопроекту, «вступление или/и участие в незаконных формированиях, прохождение тренировок, организованных такими формированиями, вербовка или обучение лиц, сбор лиц с целью вступления, участия или содействия таким незаконным формированиям в ином виде» будет наказываться лишением свободы от 3 до 7 лет.

За распространение информационного материала или символики, связанной с вступлением или участием в незаконных формированиях, законопроект предусматривает наказание в виде лишения свободы до трех лет, но, только в том случае, когда это создает «очевидную, прямую и существенную угрозу наступления противозаконного результата». Если такую же угрозу создает публичный призыв к совершению преступления, связанного с незаконными формированиями, это будет караться лишением свободы до двух лет.

Согласно законопроекту, от уголовной ответственности будут освобождены те, кто добровольно прекратит участие в незаконном формировании, прохождение тренировок, вербовку или сбор лиц для участия в таких формированиях и сдаст оружие.

Лишением свободы от 6 до 9 лет будет наказываться пересечение или попытка пересечения государственной границы Грузии с целью осуществления, подготовки или участия в террористической деятельности, или с целью прохождения террористической тренировки.

В то же время, вербовка лиц с целью вступления в террористическую организацию или для осуществления террористической деятельности будет наказываться лишением свободы от 5 до 10 лет; кроме того, согласно законопроекту, наказуемым становится призыв к терроризму или публичная поддержка терроризма, если эти действия порождают «очевидную, прямую и существенную угрозу осуществления террористической деятельности».

К Уголовному кодексу добавляется также статья, которая предусматривает лишение свободы от 6 до 10 лет за финансирование или материальную поддержку иного рода деятельности, направленной против конституционного строя Грузии и основ национальной безопасности «по предварительному умыслу».

Частью этого законопроекта является изменение, которое криминализует «призывы к насильственным действиям».

В частности, «публичный призыв в устном, письменном или иным способом выражения к насильственным действиям с целью разжигания вражды между группами лиц с определенными расовыми, религиозными, национальными, земляческими, этническими, социальными, политическими, языковыми или/и другими признаками», и то в том случае, если это создает «очевидную, прямую и существенную угрозу» осуществления насильственных действий, может быть наказываться лишением свободы до 2 лет.

Но 29 мая Парламент проголосовал за законопроект без этой статьи, так как планируется внесение дополнительных изменений в нее перед принятием во втором и третьем слушании.

Председатель Юридического комитета Вахтанг Хмаладзе заявил, что на основании консультаций с МВД и Национальным движением, будет предложена новая редакция данной статьи.

Эти законодательные изменения, которые были подготовлены Министерством внутренних дел, были представлены Парламенту на обсуждение в январе этого года. Первоначальный вариант предусматривал криминализацию «призывов к разжиганию вражды», и эта формулировка подверглась острой критике со стороны гражданских общественных организаций. Чтобы нейтрализовать их опасения, формулировка была изменена и в принятом в первом слушании варианте была преобразована в призыв к насильственным действиям.

Несмотря на пересмотр формулировки, некоторые правозащитные организации вновь заявляют, что окончательная формулировка вновь содержит риски того, что власти смогут ограничить свободу выражения.