Спорный законопроект о банковском надзоре принят во втором слушании

Парламент Грузии 16 июля во втором слушании 79 голосами против 1 принял спорные изменения к закону «О Национальном банке Грузии», которые предусматривают лишение НБГ функций финансового надзора.
Эту функцию будет осуществлять входящее в систему НБГ, но независимое Агентство финансового надзора. В частности, этому агентству будут переданы права лицензирования, проверки и регулирования, установления ограничений и санкций коммерческим банкам и другим финансовым организациям.

В совместном письме, которое стало доступным перед принятием законопроекта в первом слушании, МВФ, ЕБРР, АБР и Всемирный банк призвали к сохранению за НБГ функций финансового надзора, но они также отметили, что если власти все же «решили» лишить НГБ функций надзора, в таком случае, решающее значение будет иметь то, чтобы высказанные в письме их опасения были бы предусмотрены.

Обсуждение законопроекта на пленарном заседании во втором слушании планировалось на прошлой неделе, но было отложено с мотивом проведения дополнительных консультаций с международными финансовыми институтами и Представительством ЕС в Грузии. Как заявил председатель Парламента Давид Усупашвили на заседании 16 июля, такие консультации состоялись и ряд замечаний были предусмотрены ко второму слушанию.

В число этих изменений входит то, чтобы у агентства было право иметь Службу внутреннего аудита, чтобы оно независимо распоряжалось утвержденным НБГ бюджетом; кроме того, положение, согласно которому сотрудники НБГ, работающие в настоящее время по направлению надзора, сохранили бы свои места в агентстве и после задействования агентства сразу будут назначены на соответствующие должности; Кроме того, в течение, как минимум, четырех месяцев после создания агентства, с материально-технической точки зрения их его обеспечит НБГ.

В то же время, согласно последним изменениям, НБГ будет вправе потребовать от агентства оценку платежеспособности того или иного коммерческого банка, что поможет ему в принятии решения о выдаче кредита.

Создание Агентства финансового надзора планируется с 1 августа, но во время обсуждений депутат республиканец Нодар Эбаноидзе, который вместе с депутатом Грузинской мечты Тамазом Мечиаури является соавтором этого законопроекта, заявил, что, с большой вероятностью к третьему слушанию этот срок будет перенесен на более поздний срок.

Согласно законопроекту, управляющими звеньями Агентства финансового надзора являются Совет агентства и начальник агентства. В Совет агентства из семи членов, наряду с президентом НБГ войдет также и один из членов Совета НБГ и представленные правительством 5 кандидатов, которых должен утвердить Парламент на семилетний срок большинством состава депутатов по списку. Но, в виде исключения, в первом составе совета двух членов Парламент изберет на пятилетний срок, а трех на семилетний срок, чтобы в дальнейшем соблюдался принцип ротации.

Что касается начальника агентства, согласно законопроекту, его с представления Совета агентства на должность с семилетним сроком утверждает Парламент большинством присутствующих депутатов, но не менее 50 голосами. Аналогичный кворум необходим и для досрочного освобождения начальника агентства с должности.

Оппозиционные депутаты от Национального движения раскритиковали законопроект и во время обсуждения во втором слушании, как шаг, направленный на принижение НБГ и пошатывание стабильности финансовой системы. По их оценкам, действующий исправно институт приносится в жертву противостоянию бывшего премьер-министра Бидзины Иванишвили с президентом НБГ Георгием Кадагидзе, срок полномочий которого истекает в феврале следующего года.

Наряду с оппозиционными партиями и международными финансовыми институтами, инициатива стала мишенью критики также и со стороны президента страны, бизнес-ассоциаций и гражданских общественных организаций. Президент Маргвелашвили открыто указал, что в случае принятия законопроекта во всех трех слушаниях он воспользуется своим правом на вето.

Соавтор законопроекта, председатель Финансово-бюджетного комитета Парламента Тамаз Мечиаури опроверг обвинения и заявил на заседании 16 июля, что изменения направлены на обеспечение большей прозрачности финансового сектора, чтобы существовал «доступ» к информации. Он также назвал «абсурдным» обвинение, что эти изменения выкроены под интересы бывшего премьер-министра Бидзины Иванишвили, который, в свою очередь, открыто поддержал эту законодательную инициативу.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)