Прокурор МУС в Тбилиси рассказала о ходатайстве по расследованию августовской войны
Прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда заявила после проведенных в пятницу в Тбилиси встреч, что она «довольна» уровнем сотрудничества ее офиса с властями Грузии.
Визиту прокурора в Грузию несколькими днями предшествовало представление ей запроса судьям МУС о выдачей ей разрешения на проведение расследования предполагаемых военных преступлений и преступлений против человечества, совершенных во время августовской войны 2008 года.
Ее запрос, состоящий из 160 страниц, который был направлен прокурором палате, состоящей из трех судей МУС, детально описывает предположительные преступлений, связанные с грузинкой, российской и югоосетинской сторонами.
Пока не известно, когда примут судьи решение о выдаче разрешения прокурору на начало расследования.
По словам прокурора, опыт показывает, что на это, обвчно, уходит 3-4 месяца, но это не означает, что на это конкретное дело также потребуется столько времени.
«Может понадобится меньше времени; может и больше», — заявила прокурор Бенсуда журналистам 16 октября.
В Тбилиси прокурор МУС встретилась с министром ютсиции и главным прокурором Грузии, а также с представителями тех правозащитных организаций, которые в 2009 году подготовили доклад, в котором описывались нарушения фундаментальных прав и международного гуманитарного права во время августовской войны, и которые сотрудничали и предоставляли Офису прокурора МУС информацию на этапе предварительного дознания по делу.
Прокурор МУС также встретилась с представителями жертв, которые, по ее словам, «нет никаких сомнений, имеют огромное желание, чтобы справедливость восторжествовала».
Министр юстиции Грузии Теа Цулукиани присетствовала решение прокурора МУС о подаче запроса на начало расследования и выразила надежду, что палата судей примет положительное решение и прокурор сможет приступить к расследованию
Цулукиани также заявила, что грузинская сторона попытается расширить масштабы возможного расследования, чтобы оно охватило и убийство, пытки и нечеловеческое отношение к грузинским военными, которых пленили во время боевых действий.
Министр юстиции также заявила,что в запросе прокурора МУС о начале расследования роль российских вооруженных сил «не представлена надлежащим образом».
«В действительности, это не было только грузино-осетинским противостоянием, это была, в первую очередь, война между Грузией и Россией, когда Россия осуществила агрессию против нас», — заявила она.
В то же время, российская сторона заявила, что прокурор МУС в своем ходатайстве больше акцентирует внимание на совершенные предположительно югосетинской стороной преступления с возможным участием российских сил и в то же время, как заявил МИД России, проявляет сдержанность в отношении тех нападений, которые, по его заявлению, осуществили грузинские силы против российских миротоворцев в Цхинвали.
На проведенной в Тбилиси пресс-конференции прокурор Бенсуда заявила: «Не думаю, чтобы с нашей стороны была какая-нибудь попытка принизить или преувеличить роль (какой-либо из сторон)».
«После того, как разрешение будет выдано, мы сможет пойти глубже и получить больше информации по событиям», — заявила она.
В своем запросе о начале расследования прокурор Фату Бенсуда говорит о следующитх преступлениях, «считающихся обоснованными», которые попадают под юрисдикцию МУС:
- «Убийства, принудительные перемещения и преследования этнических грузинских гражданских лиц и разрушение и разграбление их имущества югоосетинскими силами (с возможным участием российских сил)»;
- «Умышленное нанесение ударов по грузинским миротворцам со стороны югоосетинских сил; и против российских миротворцев со стороны грузинских сил».
«Когда ее спросили о сотрудничестве со стороны властей Грузии, особенно, в связи с тем эпизодом, где могут быть расследованы действия грузинской стороны в связи с предположительными военными преступлениями, которые касаются возможного нападения на Штаб российских миротворцев в Цхинвали, Бенсуда ответила: «Они (власти Грузии) сотрудничают во всем».
#ICC Prosecutor in #Georgia: we will fulfil our legal mandate with complete independence & impartiality pic.twitter.com/1uOuZ0lxBp
— Int’l Criminal Court (@IntlCrimCourt) October 16, 2015
Нет никаких признаков в связи с тем, что по тому или иному предположительному преступлению, которые мы изучаем, они (власти Грузии) не будут сотрудничать», — заявила она.
«Качество сотрудничества с властями Грузии очень хорошее», — заявила она и добавила, что министр юстиции Грузии заверила ее, что этот уровень сотрудничества сохранится. «Я довольна тем качеством сотрудничества, которое у нас было до этого», — отметила она.
Россия заявляет, что Вооруженные силы Грузии напали на Штаб российских миротоврцев в Цхинвали послу полуночи 8 августа и убили 10 российских миротворцев.
Позиция Грузии состоит в том, что российские миротворцы потеряли свой статус, так как они принимали прямое участие в боевых действиях, во время чего передавали югоосетинским силам коорднаты грузинской армии, и кроме того, предоставляли инфраструктуру российских миротворцев для югоосетинских позиций.
До войны власти Грузии рассматривали вопрос прекращения мандата российским миротворцам, как в Абхазии, так и в Южной Осетии; Тбилиси в течение многихз лет ставил под вопрос непредвзятости российских миротворческих сил. Но официальное решение о прекращении им статуса принято ре было. После войны официальные лица Грузии заявляли, что они не принимали такого решения по совету западных партнеров, которые считали, что этот шаг в отношении России был бы воспринят, как провокационный.
В своем докладе прокурор МУС заявляет, что «несмотря на несясность, которая в течением времени все вощзрастала, смешанные миротворческие силы выполняли установленные миротворческой миссией критерии в соответствии с Хартией ООН, поэтому, пользовались гражданским статусом защищенности».
Следствие, в случае выдачи разрешения на его начало, также изучит и другие предполагаемые преступления, как, например, беспорядочные и непропорциональные нападения на гражданские объекты, как со стороны Грузии, так и со стороны российских сил. Но на данном этапе у прокурора МУС нет достаточно доказательств, чтобы установить, касаются ли эти обвинения возможных военных преступлений в рамках юрисдикции МУС.
Запрос о выдаче разрешения на начало следствия прокурор МУС подала после того, как грузинская сторона сообщила ее офису, что приостанавливает внутреннее расследование.
Грузинская сторона заявила Офису прокурора МУС, что что дальнейший прогресс во внутреннем расследовании был затруднен «хрупкой безопасностью на оккупированных территориях и прилегающих местах, где насилие в отношении гражданских лиц по-прежнему широко распространено». Грузинская сторона также говорила об озабоченности по поводу безопасности свидетелей предполагаемых преступлений, так как они проживают вблизи сепаратистской Южной Осетии и перед ними стоит высокий риск угроз и необоснованных арестов со стороны де-факто властей Южной Осетии.
Прокурор Бенсуда заявила, что в случае получения разрешения от сйдей на начало следствия, прокуратура решит, какого рода защита, если она вообще нубедт необходима, потребуется конкретному свидетелю. Она также заявила, что защита может осуществляться как внутри страны, так и за ее пределами посредством систсемы защиты жертв и свидетелей МУС.
«Обсуждение этого вопроса состоится только в том случае, если нам предоставят право на проведение расследования», — добавила она.
Несмотря на то, что Россия не является участницец Римского статута, на основании которого был учрежден МУС, суд все равно имеет полномочия на расследование дейсвтий граждан России, так как предположительные преступления были совершены на территории Грузии, а Грузия является членом МУС.
В случае выдачи разрешения, Грузия, как страна, присоединенная к Римскому статуту, будет обязана сотрудничасть с МУС в полной мере – это не касается России, так как она не является участницей МУС.
Это первый случай, когда прокурор МУС просит начала расследования за пределами Африки.
«Думаю, это очень важное послание, если это отвечает требованиям юрисдикции МУСЮ мы начинаем расследование везде, где бы это не было – будь то Африка или за пределами Африки», — заявила прокурор МУС.