Судьи МУС выдали санкцию на начало расследования августовской войны 2008 г.

Трое судей Досудебной палаты Международного уголовного суда (МУС) дали согласие прокурору МУС на начало расследования в связи с теми военными преступлениями и  преступлениями против человечества, которые были совершены предположительно перед началом августовской войны 2008 года, в ходе войны и после ее завершения.

Данное решение было принято спустя примерно три месяца после того, как прокурор МУС Фату Бенсуда направила судьям расписанный на 160 страницах запрос с целью получения санкции на расследование, в котором детально описывает предположительные преступления, связанные с грузинской, российской и югоосетинской сторонами. 

Следствие охватывает период времени, который начинается примерно за месяц до начала самой войны, с 1 июля 2008 года и заканчивается 10 октября 2008 года, когда Россия вывела свои воорженные силы с тех территорий, которые были оккупированы ею за пределами сепаратистской Южной Осетии.

«После изучения запроса (прокурора) и сопровождающих материалов (Досудебная) палата постановила, что есть соответствующие основания, чтобы верить, что в Грузии были совершены преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС», — заявил расположенный в Гааге МУС 27 января.

«Такие преступления охватывают такие преступления против человечества, как убийства, принудительное перемещение и преследование населения и такое военные преступления, как нападения на мирное население, умышленное убийство, целенаправленные нападения против миротворцев, уничтожение имущества и грабеж, которые были предположительно совершены во время вооруженного конфликта в период с 1 июля по 10 октября 2008 года», — говорится в заявлении.

В своем запросе о начале расследования, который был представлен в октябре 2015 года, прокурор Бенсуда говорит следующих предполагаемых, но «считающихся обоснованными» преступлениях, которые подпадают под юрисдикцию МУС: 

  • «Убийства, принудительные перемещения и преследования этнических грузинских гражданских лиц и разрушение и разграбление их имущества югоосетинскими силами (с возможным участием российских сил)»;
  • «Умышленное нанесение ударов по грузинским миротворцам со стороны югоосетинских сил; и против российских миротворцев со стороны грузинских сил».

Запрос прокурор МУС к судьям сопровождается конфиденциальным приложением, которое охватывает «список тех лиц или групп, на которых возлагается наибольшая ответственность за самые серьезные преступления, с указанием их конкретной роли».

Спустя несколько дней после подачи запроса о начале расследования прокурор Фату Бенсуда в средних числах октября 2015 года побывала в Тбилиси, где она встретилась с министром юстиции грузии и тогдашним главным прокурором, а также с представителями тех неправительственных организаций, которые в 2009 году подготовили доклад, в котором детально были описаны нарушения фундаментальных прав и международного гуманитарного права во время августовской войны, и которые активно сотрудничали и предоставляли информацию Офису прокурора МУС на предварительном этапе изучения дела.

Это будет первым расследованием МУС за пределами африканского континента.

Несмотря на то, что Россия не является участницей Римского статута, на основании которого был сформирован МУС, суд все равно обладает полномочиями расследовать действия граждан России, так как предположительные преступления были совершены на территории Грузии, которая является членом МУС и обязана сотрудничать с МУС в полной мере, однако это не касается России, так как она не является членом МУС.

Организация Human Rights Watch, которая опубликовала в начале 2009 года доклад о нарушении норм гуманитарного права во время августовской войны 2008 года, приветствовала решение судей МУС о начале расследования.

«Расследование МУС является обновлением необходимых усилий по установлению справедливости для жертв», — заявила представитель Human Rights Watch Элизабет Эвенсон, — «После окончания войны прошло более семи лет, но ни Грузия и ни Россия не выявили ответственных лиц за незаконные убийства гражданских лиц, ограбление и сожжение домов».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)