Правительство призывают опубликовать детали запланированного договора с «Газпромом»
Коалиция «За евроатлантическую Грузию» заявляет, что утвержденные правительством страны новые условия транзитного договора с российским энергетическим гигантом «Газпромом» «ухудшают энергетическую безопасность» Грузии.
Министр энергетики Грузии Каха Каладзе после третьего раунда переговоров с руководством компании «Газпром экспорт» заявил 11 января, что правительство Грузии согласилось на предложение Москвы по новым условиям транзита российского газа в Армению через территорию Грузии и решило оформить двухлетний договор, который подразумевает поэтапную модернизацию выплаты стоимости за пропущенный через Грузию природный газ вместо получения 10% пропущенного газа в виде платы за транзит, как это происходило до этого времени.
«Новые условия ухудшают энергетическую безопасность страны, а представленные властями аргументы в связи с новым договором являются неудовлетворительными», — говорится в заявлении коалиции, которое было опубликовано 12 января.
Состоящая из 23 неправительственных организаций коалиция с целью большего информирования по конкретным деталям запланированного договора призывает правительство опубликовать новый договор и провести специальное слушание в Парламенте.
Коалиция вспоминает по данному вопросу и «острую дискуссию», которая имела место в прошлом году, когда «в результате единогласной негативной оценки со стороны гражданского общества и экспертов, условия контракта были сохранены в неизменном виде», и более того, им в Министерстве энергетики «обещали», что «сделают все для сохранения существующих условий контракта».
«На данном этапе, по имеющейся у нас на руках информации, мы считаем, что со стороны правительства необходимо представление дополнительных разъяснений по следующим вопросам: что изменилось с прошлого года, когда эта позиция была неприемлема для правительства в прошлом году? Почему должно происходить заполнение сезонного дефицита именно российским газом? Какие шаги были сделаны в течение одного года для того, чтобы обсудить вопрос поставок дополнительных объемов с другими поставщиками? Соответствует ли стоимость транзита газа стоимости, рассчитанной в соответствии с требованиями энергообъединения, и утверждена ли стоимость Национальной комиссией по регулированию энергетики? Насколько были обеспечены переговоры стратегическими экспертскими расчетами и были ли вовлечены международные партнеры для того, чтобы получить наилучшие условия?», — с этими вопросами обращается коалиция к правительству.
Рассказывая о новых условиях договора Каладзе воздержался называть стоимость транзита, но заявил, что она «будет одной из самых высоких среди стран Европы». Он также заявил, что в случае необходимости, договор предусматривает также получение дополнительных объемов российского газа «по сниженной цене» — по 185 долларов США за 1000 кубических метров газа. Министр экономики Георгий Гахария разъяснил, что договор не обязывает страну получать дополнительные объемы газа именно от России и это произойдет только в том случае, если Грузия не сможет получит дополнительный объем газа от своего основного поставщика Азербайджана.
Оппозиционная Республиканская партия также подвергла критике власти за «неразборчивые» заявления по договору, который, по оценке партии, является «проигрышным с финансовой точки зрения и опасным с политической точки зрения».
«В конце 2016 г. власти, вкусив привлекательность конституционного большинства, в этом вопросе, так же как и по многим другим важным для общества вопросам, без согласования с обществом и путем распространения взаимоисключающих заявлений поставили общество и политический спектр перед фактом – договорились с российской стороны о заключении 2-летнего договора, о деталях которого власти с нами не разговаривают», — говорится в заявлении Республиканской партии от 11 января.
Партия также призывает власти ответить, что послужило причиной изменения позиции после того, как в начале переговоров с представителями «Газпром экспорта» Каладзе был против перехода на финансовое вознаграждение, какие доходы получит бюджет от транзита, почему заключается договор на два года, когда до этого он оформлялся ежегодно и что означает заявление министра энергетики, что «первый год будет частично финансовое вознаграждение и частично натурой, а второй год полностью финансовым».
Представители оппозиционного Национального движения также подвергли критике ожидаемое соглашение, как «капитулянтское», которое они назвали «очень опасным решением» для безопасности страны.