В беспорядках в Батуми власть и оппозиция обвиняют друг друга
В ходе беспорядков в Батуми были сожжены семь автомашин, из них 5 принадлежали полиции. 12 марта, 2017 г.
Батумский городской суд выписал штрафы нескольким участникам произошедших в Батуми 12 марта беспорядков, в ходе которых были сожжены несколько автомобилей полиции и частных лиц, были повреждены магазины и инфраструктура города.
Спустя четыре дня после произошедших событий распространяются различные предположения о более глубоких причинах инцидента, вызвавшего эскалацию насилия. На фоне недостаточной фактической информации, политические партии вновь прибегли к такой политике, когда показывают друг на друга пальцем.
Неожиданная эскалация
Участники акции и часть общества соглашаются с тем, что события стали накаляться 11 марта около 16.00 часов у гостиницы «Батуми Плаза» после того, как Патрульная полиция оштрафовала гражданина за неправильную парковку автомобиля.
Водитель воспрепятствовал решению сотрудника Патрульной полиции, заявляя, что автомобиль припарковал на запрещенное место из неотложной необходимости. За водителя вступились несколько прохожих, вслед за чем последовали споры с полицейскими. В результате, по обвинению в неповиновении полиции были задержаны два человека – отец с сыном.
Спонтанная акция с требованием освобождения задержанных стала собираться вблизи с местом инцидента, у пересечения проспекта Чавчавадзе и улицы Гогебашвили. Несколько сот митингующих перекрыли движение по одной из главных улиц Батуми, являющейся транспортным узлом города.
Вскоре к митингующим стали присоединяться активисты нескольких политических партий. По распространенным сообщениям, активисты были как от проправительственных, так и от оппозиционных групп, в частности, от Единого национального движения.
Параллельная акция прошла на улице Абусеридзе, перед зданием Управления полиции Аджарии.
Когда полиции примерно к 23.00 часам удалось открыть движение по проспекту Чавчавадзе и улице Гогебашвили, митингующие переместились к зданию Управления полиции аджарии. Их требования стали более радикальными и они требовали уже отставки начальника Патрульной полиции региона Кахабера Бухрадзе.
Начальник полиции стал мишенью критики
Участники акции обвиняли начальника полиции двух вещах – в применении преувеличенных ограничений со стороны полиции, в частности, использовании серьезных штрафов за нарушение дорожного движения. По заявлению жителей Батуми, в отличие от Тбилиси, Патрульная полиция в Батуми была довольно расслабленной. Новый начальник полиции решил исправить эту ситуацию, что вызвало недовольство местных жителей. Второе и более серьезное обвинение, которое подстрекало митингующих к радикальным действиям, заключалось в том, что Бухрадзе, который не является уроженцем Аджарии, якобы назвал местных жителей «татарами», что местные грузины мусульмане воспринимают, как оскорбление.
Такую версию активнее всех распространял Мераб Гогоберидзе, который называет себя гражданским активистом, однако он и ранее был замечен несколько раз в насильственных нападениях, в основном, против представителей оппозиционного Национального движения и против бывшего председателя Конституционного суда; Некоторые политики, в том числе, лидер Республиканской партии Хатуна Самнидзе, заявляют, что Гогоберидзе ассоциируется с аджарским отделением Службы госбезопасности.
За три дня до беспорядков в Батуми Гогоберидзе провел немногочисленную акцию у Управления полиции Батуми. В опубликованных в Facebook статусах Гогоберидзе обвинял начальника полиции Батуми в антиаджарских заявлениях. В беседе с телекомпанией «Рустави-2» 12 марта Гогоберидзе заявил, что лично он никогда не слышал таких слов от Бухрадзе, но он опирался на слова жителей Батуми.
Ситуация стала еще более накаляться со стороны активистов политического спектра. Член ассоциирующейся с Национальным движением организации «Свободная зона» Ираклий Чхвиркия в ночь беспорядков с представителями СМИ разговаривал от имени митингующих и требовал отставки начальника полиции и освобождения задержанных. 13 марта Национальное движение заявило, что Чхвиркия действовал независимо и он исключен из рядов партии, так как его действия противоречили позиции партии.
Массовые беспорядки
Напряженность у здания Управления полиции Батуми достигла пика. Насильственные действия начали проявляться примерно в полночь. В результате, в процесс подключился спецназ, который разогнал митингующих с использованием слезоточивого газа и резиновых пуль. Это вызвало агрессию со стороны некоторых митингующих, которые начали бросать камни в адрес полиции и сожгли стоящие рядом полицейские машины и частные автомобили.
Полиция отступила к зданию управления. Бесконтрольные беспорядки продолжались в течение почти шести часов на прилегающей к зданию полиции территории и завершились на рассвете 12 марта после того, как для разгона оставшихся митингующих был подключен дополнительный отряд специального назначения. По информации Аппарата народного защитника, были задержаны 65 человек.
Растерянность в городе и взаимные обвинения
Происходящие в Батуми события передавались в прямом эфире национальными телеканалами.
Активисты Национального движения в течение всего дня активно участвовали в акции протеста; Несколько лидеров, в частности, бывший глава правительства Аджарии, представитель Национального движения Леван Варшаломидзе и один из лидеров той же партии Ника Мелия 12 марта, еще до начала беспорядков выразили солидарность митингующим.
Председатель правительства Аджарии Зураб Патарадзе, который в то время находился в Стамбуле, был первым официальным лицом, кто в 01:14 ч. из телевизионного эфира обратился к митингующим. Он призвал население к спокойствию и пообещал, что попросит МВД освободить задержанных.
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили выступил с заявлением около 02:25 ч. и призвал население города Батуми к спокойствию. Министр энергетики, вице-премьер Каха Каладзе был первым представителем правительства, который выступил с заявлением в 03,35 ч.
12 марта премьер-министр Георгий Квирикашвили сделал первое заявлением в связи с происходящими событиями около 05:00 ч., примерно за час до очистки улиц от митингующих спецназом.
Он обвинил «деструктивные политические силы» в провоцировании актов «вандализма» и добавил, что полицейские смогли отреагировать с «минимальной» силой, что позволило избежать «осложнений». Указывая на Национальное движение, он заявил, что «эти силы не чуждаются даже того, чтобы поколебать основы стабильности страны».
В ответ Национальное движение выступило с заявлением в 05:30 ч. и выразило «крайнюю обеспокоенность» в связи с произошедшим в Батуми насилием, которому предшествовал законный и мирный протест граждан Грузии против конкретных сотрудников полиции». Партия осудила «беспрецедентное преступление – поджог автомобилей Патрульной полиции», и призвало митингующих «не поддаваться на провокации». В то же время, Национальное движение заявило, что «тревогу вызывала неадекватная реакция властей на народный протест» и добавило, что «ответственность за дестабилизацию в Батуми полностью возлагается на власть».
Политика указывания пальцем в другую сторону со стороны партий продолжилась и в дальнейшем.
Премьер-министр Квирикашвили заявил, что «та политическая сила, которая действует под девизом «если я не нахожусь у власти, пусть камня на камне не останется в стране», должна быть идентифицирована до конца, как деструктивная силы, которая стабильность в этой стране считает губительной для самой себя».
В опубликованном 12 марта в 11:00 ч. заявлении «Грузинская мечта – Демократическая грузия» напрямую указала на Национальное движение и заявила, что «как бы не пытались враги Грузии и радикально настроенные лидеры Национального движения возвращения беспорядков в нашей стране, этого никогда не случится».
Правящая партия подчеркнула, что «с полностью строгостью закона должны ответить все, кто участвовало в этом насилии. А также должен быть поставлен вопрос об ответственности тех, кто пытался в политических целях использовать, организовать или содействовать происходящим событиям».
Один из лидеров Национального движения Заза Бибилашвили на проведенном 12 марта брифинге выступил с ответным заявлением и отметил, что партия осуждает любое выражение вандализма. По его словам, Национальное движение, которое создало Патрульную полицию и которое построило Батуми, не сможет принять обвинения в связи с тем, что оно уничтожает то, что само и создало.
«Движение за свободу – Европейская грузия» в опубликованном 12 марта заявлении обвинило как правительство, так и Национальное движение.
«Вчерашнее насилие, а также неадекватный ответ на него со стороны властей, в некоторых случаях, неразумное применение силы, а в основном, полное бездействие, является результатом пятилетнего правления правительства Иванишвили». В заявлении также говорится, что «обладающая чувством ответственности оппозиция не должна искать возможности создания беспорядков и не должна использовать эти процессы для того, чтобы записать себе политические баллы».
В поисках причин
На фоне словесного противостояния некоторые попытались найти более глубокие причины неожиданной эскалации.
Лидер Европейской грузии, бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава заявил, что такой протест не возникает сам по себе. По его словам, у населения накопилось сильное чувство несправедливости, что и вызвало то, что малый инцидент перерос в широкомасштабный протест.
Исследователи давно уже говорят о том, что Батуми, который во время правления Национального движения привлек к себе крупные инвестиции для развития инфраструктуры туризма, является источником социальной несправедливости. Несмотря на благодарность, выраженную в связи с развитие Батуми, Национальное движение с большой разницей проиграло парламентские выборы в 2012 году в Аджарии. Последние парламентские выборы показали, что часто всплывают в регионе пророссийские и антитурецкие заявления, где Альянса патриотов и настроенное лояльно к россии Демократическое движение получили наибольшую поддержку в этом регионе, чем в других регионах Грузии.
Теории заговора
В этих дискуссиях вместо поиска основательных причин, вызвавших беспорядки, на передний план были выдвинуты теории заговора.
Один из лидеров Национального движения Заза Бибилашвили заявил, что мирная акция переросла в насилие после того, как «откуда-то появились хулиганы и люди в масках». По его словам, это была организованная сила. Национальное движение обостряет внимание на роли Гогоберидзе и заявляет, что правительство спровоцировало насилие, что ставило своей целью провести атаку против оппозиции по причине «охоты на ведьм».
Республиканцы, в том числе, Давид Бердзенишвили и Хатуна Самнидзе, которых связывают с Аджарией личные связи, заявили, что беспорядки были вызваны конфликтом между Службой государственной безопасности (в которой Гогоберидзе служит, по их словам, «агентом-провокатором») и Патрульной полицией.
Самнидзе указала, что во время мобилизации акции протеста были использованы опасные ярлыки, в том числе т.н. «татары» и использованные местной службой безопасности методы она сравнила с методами правления Аслана Абашидзе. Абашидзе был выдворен из региона в 2004 году совместными усилиями Национального движения и местной оппозиции, в том числе, Республиканской партии.
Национальное движение также заявило, что протесту предшествовал спор между сотрудником местной службы безопасности и офицером Патрульной полиции. Местный лидер Национального движения Георгий Киртадзе в интервью телекомпании «Рустави-2» 12 марта заявил, что у Службы государственной безопасности есть личный конфликт с начальником Патрульной полиции и она решила избавиться от него с помощью своего подчиненного, в этом случае, Гогоберидзе. По его словам, провокация вышла из под контроля.
13 марта еще один представитель Национального движения Элгуджа Багратиони заявил, что конфликт между Службой государственной безопасности и Патрульной полицией возник месяц назад, когда сотрудник безопасности Амиран Кипиани был оштрафован за нарушение правил парковки и потом был задержан по обвинению в сопротивлении полиции. Семья Кипиани подтвердила, что инцидент действительно имел место, но опровергла, что это каким-нибудь образом связано с беспорядками.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)