Грузия: Пришло время серьезно заботиться об окружающей среде


Защищенные территории Кинтриши, Аджария, Фото: facebook.com/protectedareas.ge

Основную долю своего ВВП Грузия сегодня получает от туризма. В свою очередь, туризму содействует разнообразная и красивая природная среды страны. Природоохранные и культурные факторы Грузии не только привлекательны, но и являются основным экономическим ресурсом. Однако власти Грузии считают охрану окружающей среды менее приоритетной темой, и это плохо не только для тех, кто любит чистую природу и исторические памятники Грузии. Это плохо также для экономики и общественного здравоохранения.

В конце прошлого года правительство Грузии упразднило Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов и его функции распределило департаментам, входящим в структуру других министерств. Если вы считаете, что целью этой реорганизации было сокращение правительственных расходов (так, чтобы не наносить ущерба окружающей среде), придется вас разочаровать. В пояснительной записке к Закону об упразднении Министерства охраны окружающей среды говорится, что его целью закона является обеспечение быстрого развития страны, что сделает экономическое развитие страны более эффективным и ориентированным на результат.

Упразднению Министерства охраны окружающей среды на протяжении многих лет предшествовали нерешенные проблемы — низкая заработная плата сотрудников, высокая утечка кадров и сокращение штата сотрудников. Агентство защищенных территорий, которое отвечает за национальные парки Грузии, в течение шести лет поменяло семь директоров. За тот же период шесть раз был заменен министр охраны окружающей среды. Эта должность в настоящее время полностью упразднена. (Бывшие) сотрудники Министерства охраны окружающей среды сказали мне, что они часто оставались разочарованными из-за того, что не могли убедить коллег из других министерств в значении своей работы. Один из высокопоставленных сотрудников Агентства по защищенным территориям, который в последствии покинул агентство, говоря об угрозах развития в отношении к защищенным территориям, сказал мне: «дайте мне статистические данные, что охрана окружающей среды является экономически важным делом, чтобы и мы могли сказать что-то, когда другие министерства говорят, что они приносят реальные деньги, а мы заняты лишь охраной цветочков и кроликов».

Аргумент о экономической пользе государственных структур особенно актуален, когда дело касается гидроэнергетики. Каким образом может противостоять охрана окружающей среды той экономической пользе, которую приносят строительство плотин, занятость людей на строительстве и продажу электроэнергии соседям Грузии в так сильно необходимой иностранной валюте?

Ответ таков: просто. В 2017 году международный туризм внес в экономику Грузии более 2 миллиардов долларов, тогда как экспорт электроэнергии — только 18,2 миллиона долларов США. Те два миллиарда долларов, которые международные визитеры тратят в Грузии, отражается на платежный балансе Грузии и вносят позитивный вклад в экономические доходы Грузии, что выражается в укреплении национальной валюты и занятости населения. В отличие от этого, экспорт электроэнергии приносит менее 1% от суммы, полученной от туристической экономики. Доходы от туризма не включают доходы от внутреннего туризма, когда граждане посещают национальные парки, защищенные территории, побережья и курорты. В целом, сектор туризма в 2016 году добавил в экономику Грузии 3,7 млрд лари, а весь энергетический сектор, который включает в себя также поставку электричества, газа и водоснабжение — менее половины этой суммы — 1,5 млрд лари.

Естественно, не все туристы приезжают в Грузию только потому, чтобы посетить национальные парки. Многие из них прибывают для развлечения в Тбилиси и Батуми. Но не так много времени требуется на то, чтобы посмотреть в Интернете, что информация о международном туризме в Грузии сфокусирована на красоте ее природы, культурных и исторических памятников, на грузинском вине и еде. А все это исходит от природной среды Грузии, и ее существование зависит от законов, которые защищают природу Грузии, ее культурные и исторические памятники, чистоту ее воздуха, воды и почвы.

Это та сфера, в которой нам тяжело более всего. С упразднением Министерства охраны окружающей среды Грузия указала не только на то, что ее не волнует охрана окружающей среды, но в то же время правительство начало кампанию инфраструктурных и строительных проектов, чтобы активно ее уничтожать. Помимо крупных и малых гидроэнергетических проектов, по которым правительство выдает разрешения таким образом, что мало интересуется их местоположением, необходимостью в них или воздействием на окружающую среду (при активной поддержке банков международного развития), оно также приступило к кампании по строительству новых дорог на тех нетронутых и защищенных, где до этого никто ни одного автомобиля даже не видел.

Один из таких проектов вызывает особую обеспокоенность. Департамент дорог планирует построить новую дорогу, которая пройдет через нетронутые высокогорные территории Хеви, Пшав-Хевсурети, Тушети и Панкиси. Эти дороги пройдут через две защищенные территории, а также через жесткие природные резерваты, что создаст угрозу находящимся под угрозой исчезновения видам растений и животных, и нанесет серьезный вред перспективам индустрии экотуризма, которая все больше росла в этих регионах за последние годы, и обеспечивала занятость для местных жителей, создание малых предприятий и привлечение западных туристов. Все это заменит автомобили, загрязнение, мусор и бесконтрольное развитие — не говоря уже об огромных финансовых расходах, которые сопровождают строительство и уход за новыми дорогами в непроходимой горной местности. Более разумным планом было бы реконструкция и уход за горными дорогами до Джута, Шатили, Омало и Панкиси по направлению Север-Юг, чего власти в настоящее время не делают.

Тот факт, что власти Грузии мало обеспокоены охраной окружающей среды, проявляется в постоянной слабости регулирования и обеспечения исполнения законодательства. Законы по браконьерству, фактически, не действуют, о чем речь идет в в статье Циры Гвасалия, опубликованной на iFact в прошлом году, согласно которой, прокуроры и судьи отказываются от привлечения к ответственности браконьеров, привезенных рейнджерами. Аналогичная ситуация в сфере незаконной вырубки леса. Проблема заключается не только в недостаточном количестве рейнджеров для патрулирования на больших территориях защищенных земель, но и в малых зарплатах и часто в участии местной полиции и публичных служащих в незаконной охоте.

Когда дело касается загрязнения воздуха и воды, те, кто живем в Тбилиси, хорошо видим недостатки в действиях властей в этом отношении. Кура загрязняется сточными водами, которые обрабатываются на минимальном уровне перед сбросом в реку, а что касается качества воздуха в Тбилиси, его состояние плачевно. Предыдущие правительства неоднократно отложили техосмотр, контроль за эмиссией и регулирование качества топлива. В то же время, правила зонирования в Тбилиси действуют только против тех, у кого нет политических связей или экономической власти, чтобы их избежать. Огромные современные проекты, которые в настоящее время осуществляются в Старом Тбилиси и на горах вокруг площади Свободы лицам, приближенными к Бидзине Иванишвили – гора Табори и Панорама — являются наиболее четкими примерами того, что законы Грузии об охране окружающей среды и культуры являются только словами, написанными на бумаге, которые игнорируются легко при необходимости. Не лучше были также и власти Национального движения, что подтверждают огромная башня «Билтмора» на проспекте Руставели или сияющее казино «Шангрила» рядом с Патриархией в Тбилиси. Оба они, как и проекты гора Табори и Панорама, нарушили законы зонирования столицы.

За последние годы правительство Грузии предприняло значительные шаги в направлении европейской интеграции, но не с точки зрения охраны окружающей среды и культуры. Напротив, в этом направлении мы имеем обратный ход. И это плохо не только для тех, кто любит красивую природу и исторические памятники Грузии, но также плохо и для экономики и общественного здравоохранения. Настало время, чтобы власти Грузии серьезно занялись вопросами охраны окружающей среды и контроля загрязнения; защитой общества, больше заботиться о занятости людях, чем о бизнес-интересах малых групп, и чтобы встали на европейский путь развития, к чему страна стремится давно и заслуживает этого.

Тэд Джонс является частным практикующим юристом, который более 20 лет проживает в Тбилиси. Он также является членом Совета директоров Международной природоохранной организации.