Грузия в своем ежегодном докладе Human Rights Watch о правах человека
Правозащитная организация Human Rights Watch 14 января опубликовала ежегодный доклад о правах человека, в котором освещается ситуация с правами человека в 95 странах и территориях мира в 2019 году.
В отношении Грузии в докладе перечислены некоторые опасения, касающиеся, в том числе, разгона акции протеста 20 июня, недостаточных регуляций трудового законодательства, что «создает риск безопасности работающихх», угрозы ограничения плюрализма СМИ, неоправданно строгого антинаркотического законодательства, а также дискриминация в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (ЛГБТ).
Согласно докладу, «2019 год был отмечен политической напряженностью и длительными акциями протеста в Грузии, которые проходили с требованием реформы избирательной системы». В связи с событиями 20 июня в докладе говорится, что «проходившие в июне в основном мирные акции протеста были разогнаны властями с применением непропорциональной силы. При разгоне пострадало множество людей, многие были задержаны. Процесс возложения ответственности носил односторонний характер».
В докладе также отмечается, что во избежание дальнейшего политического кризиса Грузинская мечта обещала провести парламентские выборы 2020 года полностью по пропорциональной системе, но позже провалила эту инициативу на голосовании, что «еще больше обострило протест».
- Парламент провалил законопроект о переходе на пропорциональную систему
- ГМ рассмотрит возможность изменения избирательной системы после парламентских выборов 2020 г.
HRW подчеркивает, что «безнаказанность сотрудников правоохранительных органов по случаям злоупотребления полномочиями остается нерешенной проблемой». В этом контексте правозащитная организация отметила, что все три сотрудника полиции, которым были выдвинуты обвинения в превышении полномочий и физическом насилии над задержанным демонстрантом, были освобождены судом под залог. А 15 из 19 задержанных по-прежнему остаются в предварительном заключении.
Говоря о трудовых правах, организация заявляет, что «законодательство Грузии не регулирует должным образом продолжительность рабочего времени, перерыва, еженедельного отдыха, работы в ночные часы и не обеспечивает государственный надзор за выполнением всех трудовых условий». Согласно докладу, «рабочая практика, укоренившаяся в результате ненадлежащих регуляций, предпочтение отдает производственным целям, что создает риск для безопасности трудящихся».
Оценивая свободу СМИ в стране, правозащитная организация отметила, что решение Европейского суда по правам человека от 18 июля, которое не установило нарушения права на справедливое судебное разбирательство в ходе спора о собственности телекомпании «Рустави-2», «вызвало радикальные изменения в грузинском медиа-ландшафте».
«В результате этого решения самая рейтинговая телекомпания Грузии была возвращена ее бывшему владельцу Кибару Халваши, который заявлял, что в 2006 году его вынудили продать телекомпанию по более низкой цене, чем рыночная цена. По заявлению генерального директора «Рустави-2» Ники Гварамия, судебный процесс оркестрировался властями с целью захвата этой оппозиционной телекомпании», — говорится в докладе.
В докладе HRW также утверждается, что Нике Гварамия, который в настоящее время является директором телеканала «Мтавари архи», прокуратура выдвинула обвинения в «злоупотреблении своими полномочиями». Власти также выдвинули обвинения Автандилу Церетели, отцу учредителя другого независимого и критически настроенного к власти телеканала «ТВ Пирвели».
Относительно наркополитики правозащитная организация отметила, что «проект законодательной реформы, который позволил бы внедрить ориентированные на общественное здоровье подходы в отношении употребления наркотиков, и изменили бы карательную практику, вновь оставались нерасмотренными в Парламенте во время подготовки этого доклада».
В докладе также затрагиваются права ЛГБТ лиц в Грузии, в частности, речь идет об акции гомофобных, ультранационалистических группировок против «Тбилиси Прайда», а также об их протестах в Тбилиси и Батуми против показа шведско-грузинского фильма «А потом мы танцевали» на тему любви геев.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)