Политические рейтинги и внешнеполитический курс по результатам опроса общественного мнения МРИ
Международный республиканский институт США (МРИ) 12 августа опубликовал результаты опроса общественного мнения, которые, наряду с другими вопросами, также отражают отношение граждан к политическим партиям и внешнеполитическому курсу страны.
38% респондентов считают, что страна развивается в правильном направлении. Этот показатель увеличился на 16 процентных пунктов по сравнению с октябрем прошлого года. 53% считают, что страна развивается в неправильном направлении (октябрь 2019 г. — 68%), а 9% — не знают или отказываются отвечать.
65% респондентов считают, что лучший способ управления страной — это форма демократического правления. 17% указывают на другие формы управления, которые были бы более подходящими для нашей страны, а 6% считают, что существуют формы управления лучше, чем демократические. 11% не знают или отказываются отвечать.
- Результаты опроса общественного мнения по заказу МРИ (pdf на английском языке)
Политические рейтинги
На вопрос — «Если бы парламентские выборы проходили на этой неделе, какую политическую партию вы бы поддержали?» — 33% ответили — «Грузинская мечта» (октябрь 2019 г. — 23%), 16% — «Единое национальное движение» (октябрь 2019 г. — 15%), 5% — Европейская Грузия (октябрь 2019 — 7%), 3-3% — «Стратегия Агмашенебели» и «Альянс патриотов». По 2% респондентов поддерживают Лейбористскую партию, Гражданское движение (Алеко Элисашвили), «Лело за Грузию» и «Гирчи». 1% респондентов заявили, что поддерживают Демократическое движение Нино Бурджанадзе. «Победившая Грузия» Ираклия Окруашвили также имеет поддержку на уровне 1%.
Также на этот же вопрос 1% респондентов ответили, что не поддерживают ни одну партию, 17% не знают, 11% отказались отвечать.
По результатам опроса общественного мнения, негативные рейтинги возглавляет Единое национальное движение. 29% респондентов заявили, что эту партию не поддержали бы ни в коем случае. За ним следуют «Грузинская мечта» с 25%, Гирчи — с 16%, Альянс патриотов — с 12%, Лейбористская партия, Партия за справедливость (Эка Беселия) и Демократическое движение Нино Бурджанадзе с 9% каждая.
Среди политиков, публичных и духовных лиц самый высокий рейтинг одобрения среди общественности у Католикоса-Патриарха всея Грузии Илия II — 89%, а его персона не нравится только 6%. За ним следует руководитель Национального центра по контролю за заболеваниями Амиран Гакрелидзе, он нравится 74%-м респондентов, а не нравится 17% опрошенных. Затем идут — Георгий Гахария — 63%-31%, Каха Каладзе — 57%-37%, один из лидеров Европейской Грузии — Давид Бакрадзе — 53%-40%, Шалва Нателашвили — 42%-51%, Бидзина Иванишвили — 41%-51%.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили не нравится 62% респондентов, а 32% нравится. 52% респондентов негативно настроены к спикеру Парламента Арчилу Талаквадзе, а 34% — нравится его персона. Мамука Хазарадзе, один из основателей партии «Лело за Грузию», не нравится 57% опрошенных, а 27% положительно относятся к нему.
В рамках исследования наибольшее число респондентов выразили негативное отношение к одному из лидеров «Гирчи» Зурабу-Гирчи Джапаридзе. Он не нравится 73% респондентов. В негативных рейтингах за ним следуют Эка Беселия, бывший депутат «Грузинской мечты» с 72% и 66% отрицательных оценок, и Нино Бурджанадзе, бывший спикер Парламента.
Соглашение от 8 марта
В рамках опроса общественного мнения также был задан вопрос о соглашении, достигнутом 8 марта между оппозицией и правящей командой при посредничестве международных дипломатов. 41% респондентов сильно поддерживают соглашение, 36% — в определенной степени, 8% — больше против, чем за, 5% — категорически против соглашения, а 11% не знают или отказываются отвечать.
При этом увеличение пропорциональных мест в парламенте с 77 до 120 в результате Соглашения от 8 марта 15% респондентов оценивают очень положительно, 39% — более положительно, 11% — более негативно, 3% — очень негативно и 32% — не знают или отказываются отвечать.
Внешнеполитический курс
В ходе опроса граждан также спрашивали о внешнем курсе в стране. 94% респондентов считают, что у Грузии хорошие отношения с США. 93% говорят то же самое о ЕС, 84% — об Украине, 78% — о Турции, 71% — об Армении, 68% — об Азербайджане, 64% — о Китае и 50% — об Иране. 6% респондентов считают, что у Грузии хорошие отношения с Россией.
Большинство респондентов (65%/51%) называют Соединенные Штаты главным политическим/экономическим партнером страны, в то время в этом направлении угрозой считают Россию (82%/70%).
29% респондентов считают, что у действующие власти очень плохо справляются с отношениями с Россией, 33% считают, что в определенной степени хорошо, 23% считают, что в большей степени плохо, и 6% считают, что – очень хорошо. При этом 40% респондентов полностью поддерживают продолжение диалога с Россией, 35% поддерживают его в определенной степени, 8% — в большей степени нет, а 14% — полностью против.
56% респондентов полностью поддерживают членство Грузии в НАТО, 22% поддерживают в некоторой степени, 6% по большей части не поддерживают, а 7% полностью выступают против членства страны в НАТО.
В то же время 51% респондентов считают, что страна должна вступить в альянс после полной деоккупации страны, а по мнению 30% — страна должна вступить в НАТО даже до присоединения Абхазии и Цхинвали.
Что касается ЕС, то за интеграцию в ЕС высказываются 64% респондентов, в некоторой степени за — 23%. При этом 43% считают, что главным преимуществом отношений с ЕС является экономическая стабильность страны.
Кроме того, 37% респондентов считают, что внешняя политика страны должна развиваться только в европейском и прозападном направлении. По мнению 45%, параллельно с этим курсом страна должна поддерживать отношения с Россией. 6% считают, что внешнеполитический вектор страны должен развиваться в пророссийском направлении, хотя отношения с Западом и ЕС должны быть сохранены. По мнению 2%, страна должна продолжить ход только пророссийским путем.
Доверие к правительству и институциям
25% опрошенных называют борьбу с Ковид-19 главным достижением правительства Грузинской мечты, 7% — реформу системы здравоохранения, 3% — свободу слова и выражения. 15% считают, что у правительства Грузинской мечты нет достижений, 32% не знают или отказываются отвечать.
Отвечая на вопрос о провалах Грузинской мечты, 9% респондентов назвали невыполнение обещаний, 7% — экономический спад, 6% — безработицу, 6% — события июня 2019 года и по 4% — оккупированные территории и бедность.
Рейтинг доверия к институциям с 89% возглавляет Грузинская армия, за ней следует Грузинская Православная Церковь с 85% и СМИ с 71%. Самый низкий уровень доверия у Прокуратуры (32%), суда (32), губернаторов (30%) и профсоюзов (25%). В негативных настроениях лидирует институт президента с 61%.
В то же время 11% респондентов считают, что неправительственный сектор оказывает большое влияние на политику правительства, 32% считают, что он имеет кое-какое о влияние, по мнению 27%, сектор НПО имеет небольшое влияние, а 16% считают, что неправительственные организации вообще не имеют влияния на политику правительства.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)