Два лидера — победивших на выборах

Сходство и различия харизматических лидеров

В результате местных выборов 2 июня определились две победившие политические силы — Национальное движение и лейбористская партия Грузии. Их победа, по большей части, итог правильно избранной предвыборной стратегии и не существования других ярких лидеров.

В условиях возрастающего социально-экономического недовольства радикальные политические силы с ярко выраженным имиджем противников властей среди избирателей завоевывают больше симпатий.

Предвыборная платформа обеих партий была построена на социальную тематику. Лейбористская партия традиционно является приверженцем левацкой идеологии, обещающей избирателям бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Лидер партии Шалва Нателашвили пошел еще дальше и от членов своей партии взял публичное обещание, что ни один из них не будет иметь взаимоотношения с подозреваемыми в коррупции чиновниками, в общем, с представителями нынешних властей Грузии.

Что касается Национального движения (Национальное движение — Демократический фронт), ее основным предвыборным лозунгом было «Грузия без Шеварднадзе». Михаил Саакашвили, лидер движения и предвыборного блока, с успехом использовал в своей предвыборной кампании созданный им во время пребывания на посту министра юстиции Грузии законопроект о национализации незаконно приобретенного имущества. Идеология Национального движения, по сути своей эклектическая, и вместе с левацкими взглядами совмещает и либеральные ценности правого направления, что в первую очередь, выражается в поддержке могучих государственных институтов.

На имидж обеих партий благотворно повлиял отказ на выяснение взаимоотношений с властями в предвыборный период. После распада правящей партии «Союза граждан Грузии», почти все политические группы старались заслужить благосклонность президента Шеварднадзе, и фактически заменить собой СГГ. Тогда как, большинство политических сил были вовлечены в выяснение отношений с исполнительными властями, лидеры Национального движения и Лейбористской партии свой акцент предпочли перенести непосредственно на население.

И Национальное движение и Лейбористы обещали народу решить их социальные и экономические проблемы с помощью искоренения коррупции. Их взгляды заслужили большие симпатии в массах, а со стороны правящих политических кругов их часто называют большевистскими.

Примечательно, что лидеры победивших партий являются харизматическими лидерами. Михаил Саакашвили так же, как и Шалва Нателашвили отличаются манерой быстрого разговора. Оба из них разговаривают почти без остановок, хотя, простыми и понятными для всех фразами.  Для обоих лидеров характерно выдавать рассчитанные на  слушателей, заранее хорошо обдуманные ответы.

Оба лидера придают большую эмоциональную нагрузку каждому своему слову. Они соорудили для себя имидж бескомпромиссных, радикальных политиков, которые, ради общего дела способны на самопожертвование. Не остановлюсь даже перед опасностью быть распятым на кресте, — заявил Михаил Саакашвили на встрече с избирателями.

Шалва Нателашвили и Михаил Саакашвили стараются, чтобы они ассоциировались с простым народом. Каждый из них часто ездит общественным транспортом. Бывший министр юстиции, встречаясь с нацменьшинствами, старался разговаривать с ними на их родном языке, что является новшеством в предвыборной технологии в Грузии.

Но недавние местные выборы четко отразили различие между Национальным движением и Лейбористами. По словам политолога Зураба Чиаберашвили, в Тбилиси, где в ходе выборов противостояние достигло кульминации, Саакашвили поддержали, в основном, жители престижных районов столицы Грузии, тогда как, избиратели Шалвы Нателашвили, по большей части, из окраин Тбилиси.

Михаила Саакашвили и Шалву Нателашвили различает еще одна основная черта  — Михаил Саакашвили старается собрать вокруг себя команду единомышленников, лидером которых будет сам. Леибористская партия же, фактически, является объединением вокруг одной личности — вокруг Шалвы Нателашвили.

Примечательно, что для Михаила Саакашвили Сакребуло (муниципальный орган) Тбилиси является трамплином, откуда он намеревается прийти в парламент страны сравнительно с большим представительством и солидным политическим капиталом. За последние годы лейбористы достигают значительных успехов на местных выборах. Но, они не могут сохранить эти победы и использовать их при парламентских выборах.

По мнению экспертов, несмотря на сходство этих двух политических сил, создание альянса между ними и долгосрочное сотрудничество маловероятно. Это стало ясно сразу по завершению выборов, когда лидеры Лейбористов и «Новых правых» недвусмысленно подчеркнули, что именно они собираются сотрудничать в Сакребуло.

Ожидается, что основные политические дебаты переместятся в Сакребуло столицы Грузии. При приближающихся парламентских выборах каждая из партий постарается использовать Сакребуло для повышения своего политического рейтинга. Учитывая ограниченные полномочия Тбилисского Сакребуло, оно будет иметь функции лишь  политической трибуны.

Реваз Бахтадзе, Civil.ge