Сэр Гари Джонсон о реформах в системе безопасности Грузии

В Тбилиси в Институте по общественным связям состоялась встреча председателя Совета международных советников Грузии по вопросам безопасности сэра Гари Джонсона с представителями общественности Грузии. Встреча была организована тбилисским Центром исследований стратегии и безопасности.

Сэра Гари Джонсона представил публике основатель центра Реваз Адамия (бывший председатель парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности). Гость говорил о сопутствующем фоне и деталях реформ, проводимых в оборонной сфере и системе безопасности Грузии. Ниже следуют заметки в ходе встречи:

Общая картина:

  • Самая значительная перемена, которая произошла в Грузии после 1998 года, заключается в том, что существует здоровое понимание реальных потребностей в вопросах безопасности и будущего. 
  • В 1998, когда я впервые прибыл сюда, я понял, что вы только начинали думать о том, как вы будете развиваться в будущем и каким образом пойдете на первые контакты с Западом.
    Я помню, что были острые дебаты в обществе по поводу того, в какую сторону ваша безопасность должна ориентироваться.
  • Было много людей, которые говорили — мы живем по соседству с Россией исторически и географически, и не имеем никакого выбора, кроме как остаться в том же положении. Поэтому мы не должны начинать процесс реформ и модернизации.
  • Может до сих пор есть люди, которые полагают, что так будет правильно. Но теперь существует и общее понимание будущей безопасности Грузии, которая не может быть отделена от безопасности Европы и Соединенных Штатов, евроатлантического сообщества.    

Проблемы, связанные с реформами:

  • В то же время начался процесс демократизации и реформ во всех сферах грузинского общества. Все мы знаем, что это не происходит достаточно быстро; Все мы знаем, что этот процесс проходит не гладко.
  • Не существует еще никакого общественного документа или общественного согласия о вашей политике по вопросам безопасности. Единственный документ, который мы видели, издан Министерством иностранных дел и был представлен в 2000 году на встрече в гостинице «Шератон». 
  •  Документ весьма ясно говорит, что безопасность и процветание Грузии находятся в зачаточном состоянии и зависит от взаимоотношений страны с евроатлантическим сообществом.
    Для моей страны этого достаточно. Это может быть оценено как декларирование государственной политики, данный вопрос будет обсуждаться в парламенте, но поскольку большинство в парламенте поддерживает правительство, оценка будет положительной.
  • Политика безопасности Грузии не была ратифицирована в парламенте Грузии, нет никакого документа о концепции безопасности, который определял политику вашей страны и, поэтому происходят постоянные замены политических лидеров.
  • Процесс реформ был намного более легок в балтийских государствах, потому что они весьма ясно утверждали, что их политическая цель состоит в присоединении к НАТО и Европейскому Союзу.
  • Это не реально для Грузии в ближайшей перспективе. Так что Грузия должна искать свой путь к интеграции в евроатлантическое сообщество более тщательно, чем другие бывшие республики бывшего Советского Союза.  

Тенденции:

  • Сформировались две очевидные тенденции.
  • Первая — реформа в секторе безопасности. Это началось, и я надеюсь, что каждый желающий видел новую «Белую книгу» Министерства обороны. Это план развития ваших вооруженных сил, подготовленный Министерством обороны, и это развитие вы оплачиваете вашими налогами.
  • Поэтому, вы (народ) должны иметь последовательный интерес к этому. Неправительственные организаций должны продвигать, стимулировать общественный интерес к этому процессу, Парламент должен стимулировать общественные дебаты, информировать общество о дебатах, потому что так можно завоевать общественную поддержку действиям правительства.
  • Через шесть месяцев такой же документ должны иметь и Министерство внутренних дел и пограничники. И я надеюсь, что правительство выпустит и изложит свой план глубокой реформы в секторе безопасности, основанный на этих документах.
  • Другая тенденция, которая развились за эти годы это то, что решение проблем безопасности в Грузии нужно начинать с разрешения ваших внутренних конфликтов, что вы нуждаетесь в политическом решении проблем Абхазии и Южной Осетии, а также и Аджарии.
  • Мы знаем, что эти конфликты более чувствительные и трудные для разрешения, чем — Карабахский. Я думаю, что региональное сотрудничество должно развиться следующие пять-десять лет, не только ради решения эти проблем, но также и для объединения усилий ради упрочнения безопасности полностью на Кавказе.
  • Я думаю, что Грузия расположена на хорошем месте, чтобы взять в свои руки лидерство в деле региональной безопасности.
  • Одной из причин этого является то, что все три страны могут встречаться в Грузии и нигде больше. Также Грузия достигла больше успехов в модернизации, чем остальные две страны.
  • Демократия лучше развита в Грузии. Вы начали заниматься вашими внутренними проблемами.
  • Региональное сотрудничество должно начаться развиваться с Грузии, и люди, подобно мне, могли поддержать это.

Вопросы и ответы:

Что является главным препятствием на пути военной реформы? Согласно нашим источникам, вы подготовили новый пакет рекомендаций. Каково различие между ними и предыдущими?

Много причин к этому. Реформа в чем-либо — трудный процесс. Людям трудно в психологическом отношении принять изменения. Тем более это трудно для организаций и учреждений. Всегда легко видеть то, что должно быть сделано, легко строить планы; Трудно реализовать все это. Если вы имеете в виду оборону, мы обговорили с генералом Тевзадзе два-три года назад, что должно быть сделано и, было достигнуто общее соглашение между ним и мной на счет плана развития оборонной системы. Но любой стране потребуется много времени для реализации таких планов, и в стране как Грузия, должны быть обученные люди, чтобы понять, как это должно быть сделано и, что должно быть сделано, потому что вы вышли из другой системы. Так что на эти изменения требуется время, особенно в секторе безопасности. Вы должны вырастить ваших собственных людей для обороны.

Вторая причина то, что нет никакого финансирования. Вы сами должны оплатить реформу, нет денег строительства казарм, и нет денег для приобретения нового оборудования. Это не вина командования армии; Это не вина парламента. Все изменения сопровождаются внутренним сопротивлением, потому что испытываете недостаток навыков, неразвита экономика, обеспечить ресурсы для изменений.

И вторая часть вашего вопроса. Я собираюсь обсуждать их (новый пакет рекомендаций) с господином Тедо Джапаридзе (секретарь Совета национальной безопасности Грузии). Рекомендации еще не подготовлены, они будут  готовы к осени.

Как вы думаете, достаточно ли политической воли у Грузии для реформ?

Да, я думаю, что существует политическая воля. Есть понимание со стороны высоких должностных лиц; Все понимают, что реформа нужна. Но, я думаю, что трудность здесь, в Грузии состоит в том, как вы выражаете вашу политическую волю. Выступает ли президент с великолепными речами? Принимает ли правительство коллективное решение по этому поводу? Каково правительство? Это собрание министров, возглавляемых государственным министром? Это Совет национальной безопасности? Какую роль парламент играет во всем этом? Где правительство Грузии должно выражать свою политическую волю? Президент перманентно говорит, что «мы собираемся присоединяться к евроатлантическому сообществу». Должна быть осуществлена реформа. Я не думаю, что это детали этой реформы дело самого президента. Я полагаю, что главная проблема Грузии — не в неудачливости, а в недостатке развития ваших правительственных учреждений, которые должны предотвращать вас от проблем.

Какую политику Грузия должна осуществлять в отношении к России на фоне ее собственной политики к Абхазии?

Я не думаю, что я достаточно квалифицирован, чтобы говорить об этом в деталях. Но, тем не менее, я затронул бы отношения с Россией. Россия на своем месте и она никуда не уйдет оттуда. Должны разрабатываться взаимоотношения между Россией и Грузией. На мой взгляд, Россия обладает вполне законными интересами в безопасности на Южном Кавказе, потому что общую границу с регионом. Точно так же как моя страна заинтересована в  безопасности, скажем, во Франции. Но Россия должна более зрело подходить к вопросам  Южного Кавказа. Думаю, что Россия испытывает пост-имперские боли. С другой стороны, Грузия также испытывает боли из-за недавно приобретенной независимости. И случается, что Грузия не поступает лучше, когда отвечает на корректные действия со стороны России. Я думаю, вы живете рядом с медведем, и ваш размер не больше маленькой собачки. Вы не должны кусать его лапу слишком часто. Должно существовать основание для двустороннего понимания между Грузией и Россией, что позволит им развивать взаимоотношения.

Тбилисский Центр исследований стратегии и безопасности — интеллектуальный центр, который стремится к усилению прозрачности в вопросах стратегии и безопасности для широкой публики. Центр организовывает встречи за «круглым столом» с участием экспертов и должностных лиц, работающих в этих областях. Центр основан Атлантическим советом Грузии, Фондом стратегических и международных исследований Грузии, Ассоциацией ООН Грузии, Институтом по общественным связям Грузии, Центром военно-гражданских взаимоотношений, а также частными лицами, включая доктора Реваза Адамия, который занимает должность председателя правления данного центра. Интернет-изданию «Civil.Ge» (www.civil.ge) предоставлена честь, обеспечивать информационную поддержку действиям центра.