Политические партии объединяются против угрозы криминализации общества
Помилованный президентом Грузии и отпущенный на свободу несколько дней тому назад, бывший министр ВД Темур Хачишвили (также бывший член военизированной группировки «Мхедриони»), выступая в прямом эфире по телевидению, заявил, что не допустит прихода к власти т.н. реформаторов — Михаила Саакашвили (лидер Национального движения) и Зураба Жвания (бывший председатель парламента Грузии, а ныне лидер партии «Объединенных демократов). На второй день после данного заявления Хачишвили в офисе Национально-демократической партии собрались руководители и представители 8 политических партий, которые публично осудили данное заявление бывшего «Мхедрионовца» и потребовали от властей «немедленного демонтажа криминально-политической системы».
Помилование осужденных за участие в террористических действиях, направленных против президента Шеварднадзе, Гига Гелашвили и Темура Хачишвили явилось причиной беспокойства в грузинском политическом спектре. Освобождение из заключения бывших членов военизированной организации, активно действующей в начале 90-х годов, большинством политических сил было воспринято неопровержимым доказательством криминализации властей и страны в целом, поэтому эти силы решили объединиться, чтобы воспрепятствовать дальнейшему развитию данного процесса.
«Мы собрались вместе для объединения наших усилий, чтобы хоть сейчас стало возможным решать политические вопросы без насилия, террора и физического натиска», — заявил бывший глава грузинского парламента Зураб Жвания.
«Данная встреча является попыткой создания рамок для сотрудничества и конкуренции политическому спектру, который будет свободен от Шеварднадзе и Абашидзе (лидер Аджарии)», — заявил председатель Республиканской партии Давид Бердзенишвили. «Это вызов политическому спектру Грузии. Ни одна политическая группа, пытающаяся зацепиться за Шеварднадзе или Абашидзе, не сможет достичь никакого успеха на своем поприще», — добавил он.
Объединение политических сил Грузии большинство экспертов оценивает, как логическое продолжение процесса отмежевания политических партий от властей страны. До распада «Союза граждан Грузии» бытовало мнение, что в том случае, если союз Шеварднадзе-Жвания распадется, тогда между разными партиями сформируется определенное равновесие, а Шеварднадзе сыграл бы роль арбитра. Лидеры некоторых партий надеялись также занять место СГГ. А на самом деле, после ухода Жвания в оппозицию, Шеварднадзе свое предпочтение отдает восстановлению СГГ, новым лидером же этой партии явился новый фаворит президента, государственный министр Автандил Джорбенадзе.
«Обращение такого особенного акцента на восстановление СГГ, как номенклатурной партии власти, стало причиной отчуждения ряда политических партий от властей страны. Это определенно является ошибкой Шеварднадзе», — считает директор Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия.
Процесс отрешения партий от власти, указывает с одной стороны, на серьезные намерения политических сил, а с другой — на начало здравого политического процесса, когда уже очевидны границы между властью и противоборствующих с ней оппозиционных группировок. «Это намного ближе к нормальной политической структуре, хотя, велика вероятность определенных политических рисков — всегда наличествует опасность, что данное противостояние может выйти из-под контроля. Поэтому, происходящее является экзаменом и для политической элиты, насколько сможет она совместить агрессивность со здравым смыслом», — отмечает Гия Нодия.
До распада СГГ в грузинской политике было два дирижера в лице Эдуарда Шеварднадзе и Аслана Абашидзе. Оба политика являются великими мастерами кулуарной политики. Именно их заслуга, что до сегодняшнего дня политическая риторика и реальные политические процессы не соответствовали друг другу. Главной причиной распада правящей партии было как раз то, что произошло резкое отмежевание оппозиционных сил от властей, а публичная политика превратилась в настоящую политическую борьбу.
По мнению Давида Бердзенишвили, сейчас создалась такая обстановка, когда политики уже не могут диктовать условия избирателям, свои условия и политику диктуют уже превратившиеся в общество большие массы. «Мы еле успеваем хорошо осмыслить социальные заказы избирателей и давать на них адекватные ответы», — говорит председатель Республиканской партии.
В политической жизни Грузии вторую, бросающуюся на глаза, тенденцию представляет нередкое использование со стороны властей насильственных методов. Уже ни для кого не тайна, что в стране действует несколько вооруженных группировок, не скрывая свою деятельность, а также нередки случаи откровенной угрозы с экранов телевизоров по отношению к некоторым политическим объединениям со стороны этих вооруженных группировок. Такие случаи особенно отчетливо были зафиксированы во время местных выборов 2 июня, когда в регионах Грузии имели место нападения на избирательные участки, а также похищения избирательных бюллетеней.
Кроме этого регулярный характер приняли также нападения на религиозных меньшинств и правозащитников. Факт нападения 10 июня на офис негосударственной правозащитной организации «Институт Совбоды», избиение сотрудников данной организации и в связи со всем этим — нехорошо замаскированная радость некоторых политиков указывает на то, что насилие вновь становится руководящим фактором общественной жизни в Грузии.
По словам директора Кавказского института Гии Нодия, власть уже не видит возможности повышения своего рейтинга. С одной стороны, власть обеспокоена, что появилась реальная оппозиция, рейтинг власти падает, она не ощущает уже своей твердости и это становится поводом для ее агрессивности; С другой стороны — оппозиция видит, что может чего-то достичь, но из-за того, что оппозиционные силы не являются хорошо сформированными, имеющими твердую структуру силами, они полагают, что в этом случае, их шанс заключен в нагнетании политической риторики. Так что, по мнению Гии Нодия, происходит двухстороннее нагнетание обстановки.
Очевидно, ситуация еще более будет накаляться с приближением парламентских выборов, к чему все главные действующие лица грузинской политики начали уже сегодня готовятся очень серьезно. На съезде обновленного СГГ президент Шеварднадзе определил две главные задачи партии — выиграть парламентские и президентские выборы. Местные выборы подтвердили, что у оппозиционных партий имеются также серьезные претензии и не согласятся на мелкие политические дивиденды, как это было раньше.
«Сегодня, в худшем случае [политические силы] сможем преподнести политическое Ватерлоо единой армии Шеварднадзе-Абашидзе и в лучшем случае, настолько ослабеет альянс Шеварднадзе-Абашидзе, что фактически, конкуренция и борьба будет уже происходить между реальными политическими силами», — говорит Давид Бердзенишвили.
Так что, самым крупным вызовом грузинской общественности является мирное проведение следующих парламентских выборов. Тот фактор, как будет происходить передача власти, определит будущее Грузии на следующее десятилетие.
Реваз Бахтадзе, Civil.ge