Армянскую оппозицию раздирают внутренние разногласия

У Кочаряна нет реальных соперников к президентским выборам

С приближением президентских выборов в Армении предвыборные страсти достигают своего пика, а объединенные против президента Роберта Кочаряна политические партии из-за внутренних разногласий не могут выбрать единого кандидата в президенты от оппозиции.

Сформированная недавно Центральная избирательная комиссия свое первое заседание провела 7 августа и президентские выборы назначила на 19 февраля 2003 года. Постановление ЦИК, фактически, явилось сигналом к началу предвыборной кампании.

После трехдневных переговоров 29 августа поздно вечером лидеры 16 политических партий объявили о создании предвыборного альянса. «Мы верим, что замена власти жизненно важна для нашего народа и страны… У альянса будет единый кандидат и единая платформа», — говорится в совместном заявлении оппозиционных политических партий, вошедших в это объединение.

В альянс объединился, практически, весь спектр оппозиционных политических партий Армении, в том числе: Народная партия, Ганрарпетутян (Республиканская партия), Партия национального согласия, Коммунистическая партия Армении, социалистическая партия и Национально-демократический союз.

Самой сложной задачей оппозиционных партий является избрание единого кандидата в президенты. У альянса несколько потенциальных лидеров: лидер Партии национального согласия Арташес Гегамян, ветеран армянской политики Вазген Манукян, Степан Демирчян, сын бывшего первого секретаря ЦК КП Армении и позже председателя парламента страны Карена Демирчяна (Карен Демирчян был убит во время нападения экстремистов на законодательный орган страны в 1999 году), Арам Саркисян, младший брат влиятельного министра обороны Армении Вазгена Саркисяна, который также как и Карен Демирчян, погиб во время терракта в парламенте.

Противоречия между лидерами стали вырисовываться сразу же при формировании альянса. Первые признаки противоречий обозначились между бывшим мэром Еревана Гегамяном и лидером Народной партии Степаном Демирчяном.

Сразу же в момент формирования альянса Гегамян, фактически, неприкрыто выразил желание стать лидером объединенной оппозиции, за чем последовала резко негативная реакция со стороны Демирчяна. По его словам, преподнесение некоторыми членами альянса лидера Партии национального единства Гегамяна а качестве единого кандидата преждевременно и неверно.

Несмотря на несогласование окончательных позиций внутри альянса, несколько дней назад Гегамян объявил, что его партия в выборах будет участвовать независимо, если остальные 15 членов альянса не объединятся вокруг его кандидатуры.

«В случае если кто-нибудь из них представит лучшую программу и назовет более компетентного кандидата, я отзову свою кандидатуру. Но, к сожалению, такой личности сегодня я не вижу», — заявил журналистам Арташес Гегамян. Вошедшие в альянс политические партии воздержались комментировать данное заявление Гегамяна.

Вести о возвращении в большую политику бывшего президента страны Левона Тер-Петросяна вызвали большие беспокойства в стране. По мнению некоторых, только лишь Тер-Петросян сможет оказать достойное соперничество нынешнему президенту.

Но объединения вокруг Тер-Петросяна оппозиционных сил все равно не произошло. Более всех открыто воспрепятствовал кандидатуре Тер-Петросяна лидер популярной партии Ханрарпетитюн (Республиканской) Альберт Базеян. «Левон Тер-Петросян не сможет стать кандидатом от объединенной оппозиции, так как существуют партии, которые категорически против Национального движения Армении и самого Тер-Петросяна», — заявил Базеян, который на президентских выборах поддерживает кандидатуру Арама Саркисяна.

Лидер Национально-демократической партии Армении Шараш Кочарян выразил мнение многих политиков, когда заявил, что «Левон Тер-Петросян является архитектором существующего режима, а Кочарян — его потребитель. Не думаю, чтобы замена потребителя архитектором принесла бы нашей стране пользу».

Недоверие к Тер-Петросяну обусловливается с внутренней политикой, проводимой им в годы своего правления страной. «К счастью, бывшая правящая партия и Левон Тер-Петросян поняли, что  их возвращение в политику с почестями не приемлемо для многих армян. Уровень коррупции, политический террор, и, фактически, диктаторская политика наложили свою печать на армянское общество. Возвышение этого лагеря в любой форме нанесет непоправимый удар находящейся в зачаточном состоянии армянской демократии», — заявил в беседе с корреспондентом «Civil.Ge» обозреватель Радио Свободы из Вашингтона Ричард Гирагосян.

На внутриполитические процессы в Армении постоянно оказывает значительное влияние находящаяся за пределами страны влиятельная армянская диаспора. Но как отмечают эксперты, и Тер-Петросян и Кочарян максимально уменьшили влияние диаспоры на внутренние дела Армении. Ричард Гирагосян считает, что больше всех в выигрыше от тесного сотрудничества диаспоры и будущего правительства Армении останется лишь одна партия — Революционная федерация Армении — Дашнакцютун.

Сама партия Дашнакцютун считалась сторонницей президента Кочаряна, но за последнее время аналитики отмечают размежевание позиций руководства партии и президента.

Предвыборная стратегия объединенных в альянс политических партий в основном опирается на обоюдные обвинения. Фактически, ни одна политическая сила не предложила ничего нового обществу страны для урегулирования самых болезненных вопросов.

Практически все воздерживаются от конкретных предложений по поводу урегулирования карабахского конфликта, хотя бы с учетом горького опыта Левона Тер-Петросяна. У Национального движения Тер-Петросяна есть конкретный план урегулирования конфликта, который предполагает серьезные уступки Азербайджану. В 1998 году именно из-за попытки реализации этого плана и вынудили Тер-Петросяна уйти в отставку.

По словам Гирагосяна, существует своеобразная сделка, по которой решение карабахского вопроса не ставится на повестку дня. «Пока не видно ни одной политической фигуры, у которой хватило бы мужества подготовить реалистичный подход к урегулированию карабахского конфликта», — отмечает обозреватель Радио Свободы.

В отличие от карабахской темы явное расхождение мнений наблюдается по вопросам будущих отношений с Турцией и Россией. Амбиции основных политических партий обуславливаются по большей части личными связями и амбициями лидеров.

Национальное движение Тер-Петросяна ориентируется на улучшение отношений с Турцией. Эту позицию поддерживает и вашингтонская администрация, но с учетом глобальной кампании по признанию геноцида армян и в виду сложившегося исторически по отношению к Турции недоверия и страха, вряд ли найдется много сторонников у этой идеи в Армении. Аналогично, упованием на личную выгоду и желанием упрочнить свои позиции и стратегия т.н. «промосковских партий».

Эксперты считают, что амбиции оппозиционных лидеров в ближайшем будущем могут ускорить разрушение оппозиционного альянса. «Вряд ли можно ожидать, что они смогут согласовать общую кандидатуру к президентским выборам. По всей вероятности, созданное против Кочаряна оппозиционное объединение долго продержаться в целости не сможет», — с уверенностью говорит Гирагосян.

Реваз Бахтадзе, «Civil.Ge»

По теме:
Роль Армении на Южном Кавказе
Армяно-турецкие взаимоотношения не улучшаются
Возрастает политическое давление на Армению
Меняется внешняя политика Армении
Приготовления к передаче власти за счет демократии