Никого не привлекают к ответственности в связи с кризисом в энергосистеме страны

Выводы парламентской следственной комиссии в связи с фактами коррупции в сфере энергетики страны остались без реагирования со стороны парламента и правительства Грузии. Согласно отчету комиссии, на протяжении последних 10 лет в энергосистеме страны потеряно до 300 миллионов долларов.

Министерство по энергетике и топливу не в силах обеспечить эффективное управление энергосистемой страны, постоянно происходят хищения сумм и использование средств не по назначению, за мизерные суммы продаются важнейшие энергообъекты, — это те фразы, за которыми в отчете парламентской следственной комиссии закреплено множество конкретных примеров.

В материалах комиссии говорится о тех преступлениях, которые причинили энергосистеме Грузии ущерб в общей сложности до 300 миллионов долларов. Согласно отчету комиссии, на реабилитацию энергообъектов за последние 10 лет не было истрачено и 15 миллионов долларов, тогда как зарубежные гранты и кредиты по этим направлениям составили около 400 миллионов долларов.

«С прямым участием министерства произошло хищение 2,5 миллионов, которые должны были пойти на ремонт щита Ингури ГЭС, в результате чего страна должна была получить на 40 миллионов мегаватт электроэнергии больше», — заявляет Чубинишвили.

В 2001 году министр по топливу и энергетике Давид Мирцхулава оформил  договор с Арменией на счет долга на сумму 4,5 миллионов. По данным парламентской следственной комиссии, с помощью разнообразных криминальных махинаций долг был увеличен до 7 миллионов. В итоге, Армении было заплачено всего 400 тысяч, а остальная сумма через посреднические компании было перераспределено по разным карманам в разные направления.

С выводами следственной комиссии согласен также и министр государственной безопасности Грузии Валерий Хабурдзания. Выступая на правительственном заседании, 11 декабря Хабурдзания заявил, что из-за коррупции в энергетике страна ежегодно теряет до 20 миллионов долларов.

В начале декабря правительство и парламент почти одновременно перешли в атаку по отношению к министру по энергетике и топливу. На правительственном заседании 4 декабря говорили и о  возможной ликвидации министерства и ответственности министра. Параллельно этому, по отношению к Мирцхулава громогласно начали высказываться и парламентские группы, но в итоге Мирцхулава сохранил пост. Более того, пока еще не ставился вопрос об ответственности ни одного государственного чиновника.

5-6 декабря, проведенные в парламенте для министра Мицчхулава оказались и вправду «горячим» началом холодной зимы, когда он выслушивал годовой отчет парламентской следственной комиссии о кризисной ситуации в энергосистеме страны.

«Целью комиссии являлось поставить на повестку дня два вопроса: первый — о политической ответственности за уничтожение энергетики, и второй — наказать всех криминалов, которые причастны к доведению энергосистемы до такого состояния», — заявляет председатель парламентской следственной комиссии Ираклий Чубинишвили.

Если судить по принятым решениям, комиссия не смогла достичь своих целей. Парламент не смог принять никакого решения ни в связи с основными выводами комиссии и ни по альтернативному варианту, согласно которому правительству должны были рекомендовать  поставить вопрос об ответственности министра по энергетике.

«Я не держусь за свой пост, но сегодня речь не о моем уходе. Когда у меня будет намерение уйти, об этом я сообщу президенту», — заявляет Мирцхулава, называющий кампанию, начатую против него, политическим заказом. По словам Мирцхулава, все перечисленные в материалах комиссии нарушения происходили во время его предшественников.

Ажиотаж в парламенте имел лишь один результат — документальные факты, приведенные в отчете следственной комиссии, будут изучены прокуратурой и Министерством государственной безопасности. Если учесть «богатый опыт» прошлого, можно вспомнить, что не мало дел, преданных общественной огласке, было положено на полку прокуратуры, и в итоге, превратилось в собственность архивов так, что никакого реагирования со стороны правоохранительных органов не последовало.

Беспринципным оказалось по отношению к Мирцхулава и правительство. Государственный министр Автандил Джорбенадзе поменял свой угрожающий тон в сторону Мирцхулава  на хвалебную риторику, и на эту трансформацию понадобилась ровно неделя — период между двумя правительственными заседаниями.

«Министр по энергетике является человеком знающим, он может руководить сферой и исправлять ошибки, в отличие от его предшественников», — заявил 11 декабря Автандил Джрбенадзе, поручив Мирцхулава провести кадровые перестановки в своем ведомстве.

«Не должен прибавлять новых ошибок», — репликой отозвался президент Шеварднадзе на тему Мирцхулава. Очевидно, президент хорошо знаком со старыми ошибками министра, и вполне возможно, что напомнит ему об этом после истечения зимнего периода.

В то время как «энергомафия» успешно продолжает свою «деятельность», население страны вновь остается без электричества, тепла и безо всяких надежд на исправление ситуации.

Нино Хуцидзе, «Civil.Ge»