Грузино-американский военный договор встретил сопротивление в парламенте
На нынешней неделе посол США в Грузии Ричард Майлс намеревается встретиться с представителями парламентских фракций и попытается убедить их в необходимости ратификации Договора между США и Грузией о сотрудничестве в оборонной сфере.
27 февраля грузинский парламент приступил к обсуждению этого договора. Но вследствие того, что у документа нашлось множество оппонентов, было принято решение об отсрочке обсуждения вопроса о ратификации договора.
Отдельные статьи военного договора было воспринято частью депутатов с возмущением, которые назвали его «дискриминационным».
Договор «О сотрудничестве между правительством Грузии и правительством США в оборонной сфере» был подписан 10 декабря 2002 года в Тбилиси.
Согласно документу, власти США по обоюдному соглашению с грузинскими властями могут занять территорию Грузии и здания, которые могут быть использованы для американского военного и гражданского персонала, а также для транспортных средств, кораблей и летательных аппаратов по различным целям, которые определяются правительством США.
Кроме того, американскому военному и гражданскому персоналу предоставляется право входить и покидать территорию Грузии без виз и паспортов, лишь по удостоверениям личности, которые могут исполнять индивидуальный или коллективный приказ. Им также присваиваются привилегии и иммунитет, которыми пользуются административный и технический персонал посольства. По условиям соглашения, американскому военному и гражданскому персоналу также предоставляется право на ношение оружия на территории Грузии во время исполнения служебных обязанностей.
Это именно те главы договора, которые стали причиной возмущения одной части депутатов грузинского парламента.
«Договор содержит очень много изъянов. Когда речь идет о праве на ношение оружия, ничего не говориться о виде оружия, и, кроме того, почему это американским солдатам должно быть разрешено свободное ношение оружия по всей территории Грузии. Я против этого», — говорит депутат от «Возрождения» Гамлет Чипашвили.
В беседе с «Civil.Ge» Чипашвили сказал, что кроме всего, введение в силу договора очень обременит грузинский бюджет, так как «по условиям договора американский персонал не платит никаких налогов ни за импортированную в Грузию собственность, ни за приобретение или владение на территории Грузии собственности».
Такое отношение части депутатов к договору вызвало недоумение и негодование со стороны исполнительных властей Грузии, так как в случае провала ратификации договора под вопросом станет осуществление программы «Трейнинга и экипировки» грузинских антитеррористических подразделений, на реализацию которой американские власти выделили 64 миллиона долларов.
«Ратификация договора является той необходимостью, которая будет способствовать правильному осуществлению программы», — сказал «Civil.Ge» председатель парламентского Комитета по внешним сношениям Звиад Мукбаниани.
3 марта в своем радио-интервью по Первому каналу Государственного Радио Грузии президент Эдуард Шеварднадзе подверг критике ту группу депутатов, из-за протеста которых пришлось отложить ратификацию договора.
«Для меня непонятно отношение некоторых депутатов к вопросу ратификации грузино-американского военного договора. Неужели они не понимают значимости этого вопроса. К Америке, которая столько нам помогала и сегодня продолжает сотрудничать с нами в военной сфере, а также финансирует нас, нельзя так относится», — сказал президент в своем традиционном радио-интервью.
27 февраля договор был возвращен МИДу Грузии и парламентскому Комитету по внешним сношениям. Хотя, по заявлению Звиада Мукбаниани, он не понимает, что можно изменить в договоре.
«Не поддерживаю идею пересмотра договора. Это двустороннее соглашение, которое должно быть принято парламентом или отклонено. Я уверен, что на будущей неделе парламент без лишних дебатов и проблем произведет ратификацию договора», — заявил оптимистически Звиад Мукбаниани.
Нино Хуцидзе, «Civil.Ge»