Интервью с Акакием Асатиани







Лидер Традиционалистов
обвиняет Саакашвили в
левацких позициях
Лидер Союза Традиционалистов Грузии Акакий Асатиани был одним из участников «розовой революции», но после того как Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания назвали единым кандидатом в президенты из своей команды Михаила Саакашвили, Акакий Асатиани предпочел отмежеваться от них. Как заявил в беседе с корреспондентом «Civil.Ge» Акакий Асатиани, к парламентским выборам в Грузии он планирует создать сильное политическое движение правого толка.


Вопрос: Что стало главной причиной того, что вы отмежевались от нынешних властей?


Ответ: Предвыборная кампания подтвердила, что Национальное движение накренилось к крайне левым принципам. Их лозунгами были национализация, упразднение налогов на землю, а также налогов среднего и малого бизнеса, и что самое главное, на этом фоне, обещание повысить зарплаты и пенсии в два раза. То же самое обещали народу и Сталин, и Ленин, и Троцкий и все похожие на них деятели. В ходе предвыборной кампании мы воздерживались от полемики в знак уважения к блоку «Бурджанадазе-Демократы».


Я считаю, что народу должны сказать правду, беспочвенные обещания — это игра с огнем. Я сказал нашим партнерам из блока «Бурджанадзе-Демократы», что если они присоединяться к Саакашвили и будут продолжать идти этим путем, я не смогу быть вместе с ними.


Я знал, и сам Саакашвили тоже знал, что из-за его лозунгов, идеологии и методов, я не смогу быть рядом с ним. Саакашвили опьянен восклицаниями «Миша! Миша!», вождеманией. Его популистские лозунги, непоследовательные политические шаги, непоследовательные политические шаги, полностью безответственные заявления создают еще большую угрозу такой стране и без того с непрочной демократией, как Грузия.


Необходимы конструктивные реформы, кабинет министров, коалиционное правительство, но я сомневаюсь, что это сможет осуществить такой человек с претензиями вождя, каким является Саакашвили. Меня беспокоит его абсолютная безответственность и непрогнозированность.


На этом этапе лучшим кандидатом в президенты была бы Нино Бурджанадзе. Я предлагал ей, чтобы она выдвинула свою кандидатуру вместе с Саакашвили, но она не посмела сделать этого.


В.: Представители новых властей, а также Михаил Саакашвили не раз делали заявления о возможной контрреволюции. Насколько реальна такая опасность?


О.: Абсолютно бесперспективна. Те, кто подразумеваются как контрреволюционеры, являются политически обанкротившимися людьми, за которыми не стоит никакая сила. Они не смогли уяснить себе, что эпоха Шеварднадзе закончилась.


Я считаю, что новые власти сами создают проблему из немощных людей. Продолжаются попытки создания образа врага. Что сегодня представляют собой Саришвили, Нателашвили или социалистическая партия? Т.н. «реваншисты» никакой угрозы не представляют.


В.: Вы совсем недавно находились в Батуми, где встречались с главой автономной республики Аджария Асланом Абашидзе. Зачем понадобилось Аслану Абашидзе выдвигать вперед тему бойкота выборов, и не пытается ли использовать Аслан Абашидзе эту тему для торгов с новыми властями?


О.: Можно предположить, что выдвижение темы бойкота со стороны Аслана Абашидзе на самом деле является попыткой поторговаться, но для меня это неприемлемо. Бойкот могла объявить его партия, а не автономия Аджарии. Есть несколько партий, которые объявляют бойкот. Кандидаты в президенты, которые сегодня на лицо, для меня абсолютно неприемлемы, но лучше, если будет избран президент, даже если он ненормальный, но он должен быть избран, и не должен создаваться вакуум власти.


Объявление бойкота выборам Аджарией будет означать, что Аджария станет в ряд с самопровозглашенными республиками Абхазия и Южная Осетия.


Меня с Асланом связывают дружественные отношения, и, находясь в Батуми, я сообщил ему свои соображения по поводу бойкота выборов. Я попытался подготовить почву для встречи Нино Бурджанадзе и Аслана Абашидзе (которая 10 декабря в Батуми завершилась безрезультатно).


Абашидзе потребовал перенесения президентских выборов, что, как я считаю, невозможно, так как мы должны вложиться в конституционные рамки (согласно Конституции, досрочные президентские выборы должны состояться в 45-дневный срок после отставки президента).


В связи с переносом парламентских выборов, что также является еще одним требованием Аслана Абашидзе, общий язык можно найти. Перенесение парламентских выборов согласуется с политической логикой.


Насколько значительной является роль Аслана Абашидзе в грузинской политике?


Он является значительной фигурой в любом случае. Давай скажем прямо, что он спас Аджарию от того хаоса, который обрушился на Грузию в 1992-93 гг. Но это обошлось ценой того, что пришлось применить авторитарные методы. Для ослабления угрозы хаоса Абашидзе пришлось применить менее демократичную политику, но демократичность в Аджарии тогда была значительно выше, чем сегодня.


Мягко говоря, правление Аслана Абашидзе переросло в жесткое правление, чем того требует демократия. В последние годы правления Эдуарда Шеварднадзе создавалось впечатление, что Шеварднадзе и Абашидзе являются противоборствующими сторонами, а на самом деле они зависели друг от друга.


Отставка Шеварднадзе, естественно, автоматически выдвинула на повестку дня вопрос Аслана Абашидзе. Я считаю, что Аслан Абашидзе должен сделать усилие над самим собой, и модернизировать стиль, методы, и структуры правления, перевести правление на европейские рельсы демократических основ. Я надеюсь, что он сможет сделать это.


В.: Есть ли такая воля у Абашидзе?


О.: Вопрос воли станет очевидным в ближайшее время.


В.: Как намеревается встретить Союз Традиционалистов парламентские выборы, и как вам представляется перераспределение сил?


О.: Думаю, что парламентские выборы состоятся в апреле. Политические силы должны успеть подготовиться хорошо к этим выборам. Должны быть уточнены списки избирателей, комиссии должны быть составлены на паритетных основах — каждая партия, владеющая реальной политической силой, должна иметь своего представителя в избирательных администрациях


Сомневаюсь, чтобы Аслан Абашидзе вновь смог собрать вокруг себя серьезное политическое объединение и создать предвыборный блок.


Я не буду объединяться ни с кем, кто не разделяет моих принципов. Но есть такие силы, с которыми можно найти общий язык. В настоящее время ведутся консультации с Национально-демократической партией, которая смогла исключить из партии Ирину Саришвили-Чантурия. Эта партия с довольно богатыми традициями и с сильной политической структурой.


Также начались консультации с «Новыми правыми» и другими сильными организациями. Если к парламентским выборам это объединение состоится, уверяю вас, что это будет объединение сил с довольно сильной идеологией правого толка, которое обязательно скажет свое слово на парламентских выборах.