Тбилиси с опаской смотрит на далеко стоящую от демократии Москву

Россия в ожидании президентских выборов в Грузии


После избрания нового парламента в России Тбилиси с еще большей опаской смотрит в сторону Москвы. С не меньшими опасениями ожидает Москва приближающихся в Грузии президентских выборов и их результатов.


Проблема вывода российских военных баз из Грузии и упрощение визового режима для населения Аджарии без предварительного предупреждения Тбилиси — это те основные вопросы, которые выдвинулись на первый план в Грузии после свершения в Тбилиси «Розовой революции», и урегулировать которые пытаются нынешние временные власти страны.


16 декабря министр иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе отправился в Москву, где на встречах с представителями российских властей наряду с другими вопросами обсуждает также и вопросы подготовки визита исполняющей обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе в Москву. Бурджанадзе не раз заявляла, что необходим активный диалог с Москвой, чтобы разрядить напряженные взаимоотношения между двумя странами. В эти дни в Москву ездил также и министр государственной безопасности Грузии Валерий Хабурдзания.


Но, многие эксперты и политики, как в Грузии, так и в России считают маловероятным урегулирование двусторонних отношений между Грузией и Россией, особенно после парламентских выборов в России, которые состоялись 7 декабря, и которые еще раз подтвердили, что либерально-демократические ценности в Росси вновь не могут прижиться.


В результате выборов большинство мест в российской Госдуме заняла партия президента Путина «Единая Россия». В Думу также вошли Коммунистическая партия, ЛДПР Владимира Жириновского и недавно созданный предвыборный блок «Родина», одним из лидеров которого является известный своими антигрузинскими заявлениями Дмитрий Рогозин, у которого хорошие связи с Кремлем. В Думу не попала ни одна из либеральных политических сил.


«Сомневаюсь, чтобы выборы повлияли как-нибудь положительно на российско-грузинские взаимоотношения. До сих пор российская Госдума лишь отрицательно влияла на отношения между двумя странами. И в результате нынешних выборов в российский парламент не пришли про-грузинские силы. Поэтому вполне возможно, что будет продолжен план перераспределения Грузии», — заявил в беседе с корреспондентом «Civil.Ge» Александр Рондели, руководитель Фонда международных и стратегических исследований Грузии.


По словам Рондели, Россия хорошо использует экономический кризис в Грузии и тем самым, осуществляет давление на Тбилиси. «Кроме того, у России есть возможности, в том числе и силовые, для осуществления своих интересов в Грузии», — сказал он.


«Ледниковый период в российской политике принял свой окончательный облик. К сожалению, сегодня Россия в тяжелом положении. Если раньше видно было Жириновского, сегодня на передний план выдвинули Рогозина. Все это — шаг назад на пути к демократии. Россия должна пройти длинный и сложный путь с целью создания новых демократических институтов», — заявил один из лидеров Единого национального движения Грузии Давид Бердзенишвили.


«Выборы в России завершились не во благо Грузии. В принципе, политическая обстановка не изменилась. Многие силы остались на прежнем месте. Поэтому ничего хорошего в этом не вижу», — сказал корреспонденту «Civil.Ge» грузинский политолог Давид Дарчиашвили.


По словам Дарчиашвили, Россия не воспринимала Грузию как государство. Для нее «наша страна представляла этническую группу, и как курьезную страну. Это и не удивительно, так как мы давали ей поводы для таких размышлений», — добавил он.


Новая волна напряженности во взаимоотношениях между Грузией и Россией началась после того, как Москва без предварительного уведомления Тбилиси приняла решение об упрощении визового режима для граждан Грузии, проживающих на территории автономной республики Аджария. Этот шаг Москвы Министерством иностранных дел Грузии был оценен как «грубое нарушение суверенитета страны».


«Россия не может быть нашим партнером в такой обстановке, когда самовольно принимает односторонние решения и не выполняет взятые обязательства. У России есть рычаги, имеет опору в лице Аслана Абашидзе. В таких условиях сотрудничество не получится», — сказал Давид Бердзенишвили.


В скорейшем урегулировании российско-грузинских взаимоотношений не уверены также и российские эксперты. Очевидно, что в России с осторожностью отностятся к новым властям в Грузии. Заместитель директора Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин  считает, что российский парламент не оказывал значительного влияния на формирование внешней политики страны, хотя, по его же словам, распределение сил в законодательном органе отражает общие настроения в России.


Дмитрий Тренин считает, что сегодняшнее положение в российско-грузинских взаимоотношениях напоминает «затишье перед бурей». По его словам, двусторонние отношения во многом будут зависеть от того, как будут развиваться события в Грузии после президентских выборов, назначенных на 4 января.


«Те люди, кто, в основном, формирует общественное мнение, будь то на телевидение, будь то статьями в газетах, большинство этих людей с осторожностью относятся к Саакашвили, считая его кандидатом радикального толка, кандидатом, который серьезно может осложнить российско-грузинские взаимоотношения и привести к конфронтации с Аджарией, и возможно к новому витку напряженности в отношениях с Абхазией и Южной Осетией», — заявил в беседе с «Civil.Ge» Дмитрий Тренин.


По его словам, было бы лучше «если Михаил Саакашвили, когда он станет президентом Грузии, все-таки попытается серьезно начать выстраивать новые отношения с Москвой, учитывая те реальности, которые существует на Кавказе, которые есть внутри Грузии, и те реальности, которые есть в российско-грузинских взаимоотношениях».


«Можно себе, конечно, представить, какую Россию хотела бы Грузия иметь на своих границах, но это пока мечты. Россия есть такая, какая она сегодня есть, и наверно такой она будет довольно длительное время. Поэтому речь идет об отношениях именно с этой Россией, и о поисках форм, поиска баланса грузинских национальных интересов и российских интересов безопасности», — Сказал Дмитрий Тренин.


В одном из своих публичных выступлений Михаил Саакашвили заявил, что у Грузии хорошие взаимоотношения со своими соседними странами — с Азербайджаном, Арменией, Турцией.


«То же самое хотим мы и в отношениях с Россией. Мы готовы забыть многое, что сделала нам Россия, отныне в России должны уяснить, что Грузия уже не является ее вассалом, и что Грузия стала такой страной, с которой должны считаться во всем мире», — так считает лидер Единого национального движения, кандидат в президенты Грузии Михаил Саакашвили.


Еще одна проблема, которая вызывает усложнение двусторонних отношений между Москвой и Тбилиси, заключается в выводе из Грузии российских военных баз. Примечательно, что данный вопрос был выдвинут на первый план Соединенными Штатами. Выступая на недавнем заседании Совета министров стран ОБСЕ в Маастрихте, государственный секретарь США Колин Пауэлл категорически потребовал от России выполнения взятых ею обязательств и вывести свои военные базы из Грузии.


Примечателен и тот факт, что США активно включились в процесс урегулирования взаимоотношений между Тбилиси и Батуми. 17 декабря в столице Аджарии уже во второй раз после «розовой революции» побывал посол США в Грузии Ричард Майлс, где он проводил переговоры с главой автономии Асланом Абашидзе.


Эксперты считают, что активизация Соединенных Штатов в Грузии является еще одним поводом для раздражения российской стороны.


По словам Дмитрия Тренина, если Грузия окажется полем борьбы российских и американских интересов, это будет очень плохо для Грузии прежде всего.


«Перспектива сбалансирования интересов России и США в отношении Грузии реальна, но необходимо, чтобы новое руководство Грузии смогло гармонизировать отношения с Москвой и Вашингтоном. Многое зависит от позиции руководства Грузии», — считает он.


Грузинские же эксперты заявляют, что первое, что должно быть сделано — Тбилиси должен показать Москве, что является ее полноправным партнером.


«За каждым нарушением с российской стороны должна последовать соответствующая реакция Грузии. От России необходимо потребовать выполнение взятых ею обязательств. Также огромное значение имеет урегулирование внутриполитической обстановки в Грузии», — заявляет Давид Дарчиашвили.


«Необходимо сменить тактику. Для урегулирования  ситуации власти должны занять решающую позицию, а также должны быть вовлечены международные организации. Примечательно также, что властей Грузии ожидает тяжелая борьба», — говорит Александр Рондели.


Какую позицию займут новые власти Грузии по отношению к России, и насколько станет возможным ведение этой «тяжелой борьбы» во благо государственным интересам Грузии, станет очевидным после досрочных президентских выборов, назначенных на 4 января, после того, как у Грузии будет новый лидер.


А до того в Россию отправится временная глава страны Нино Бурджанадзе. Можно предположить, что для нового президента Грузии Нино Бурджанадзе постарается подготовить почву для новых контуров во взаимоотношениях с Россией.