Интервью с председателем ЦИК Зурабом Чиаберашвили

Компьютеризация списков избирателей и повышение профессионализма избирательных администраций — приоритеты ЦИК








Председатель ЦИК Грузии не ожидает
осложнений на парламентских выборах

На второй же день после объявления окончательных результатов внеочередных президентских выборов Центральная избирательная комиссия Грузии приступила к подготовке парламентских выборов, назначенных на 28 марта.


Центральной избирательной комиссии придется урегулировать за короткий срок такие проблемы как компьютеризация списков избирателей и повышение квалификации избирательных администраций.


В интервью корреспонденту «Civil.Ge» председатель Центральной избирательной комиссии Грузии Зураб Чиаберашвили заявил, что до выборов остается мало времени, а сделать нужно еще много.


Зураб Чиаберашвили, который прежде чем стать главой ЦИК занимал пост руководителя НПО «Справедливые выборы», заявляет также что, избирательные администрации должны быть сформированы на паритетной основе. «Было бы идеальным, если в администрации вошли бы профессионалы, а не представители политических партий», — заявил Чиаберашвили.


Как бы вы оценили президентские выборы, прошедшие 4 января?


Я считаю, что эти выборы были шагом вперед, поэтому главная задача выполнена — в окончательных результатах выборов отразилась воля народа.


Но выборы не прошли без проблем, так как избирательная администрация действовала не очень смело. Наш профессионализм еще пока низок и если что-то мы не нарушили по большей части потому, что был контроль со стороны международных наблюдателей, а администрации низшего уровня получили слишком строгие инструкции от нас о том, что нарушения не останутся безнаказанными.


Главной задачей остается повышение квалификации, в феврале планируем провести серьезные трейнинги для членов избирательных комиссий.


В целом, можно сказать, что я доволен, но еще предстоит сделать много работы, чтобы квалификация избирательных администраций была повышена.


Какие нарушения были зафиксированы в основном?


Сделать типологию трудно, так как нарушения одного и того же типа в массовом характере не были зафиксированы. По одному избирательному участку в Марнеули и Озургети выборы были сорваны из-за сброса бюллетеней, но такие факты не принимали массовый характер.


Были проблемы в связи с маркировкой избирателей, но не по причине непрофессионализма комиссий. В обществе еще остаются люди, которые с недоверием относятся к маркировке.


Третьей основной проблемой были итоговые акты. Заполнение этих актов стало проблемой для комиссий по двум причинам — структура акта слишком сложная, человек должен быть почти Эйнштейном, чтобы заполнить этот документ, и вторая причина в том, что члены комиссий не проходили квалифицированный трейнинг.


Оппоненты заявляют, что на выборах часты были случай прохождения процедуры голосования за 17 секунд. Когда вы руководили организацией «Справедливые выборы», сами критиковали власти. На парламентских выборах 2 ноября прохождение процедуры голосования за несколько секунд, естественно, порождали сомнения.


Таких фактов в ходе президентских выборов не было множество, так как избирательных участков, где регистрировано 2000 избирателей, не так уж много в масштабах Грузии. Процедуры были довольно быстрыми, так как списки избирателей были организованными и упорядоченными. У каждого избирателя был свой порядковый номер, легко получал бюллетени, сбрасывал в урну и покидал избирательный участок.


Отдельно был стол для тех избирателей, которых не было в списках, и регистрацию проходил в день выборов. Но, если есть подозрения, что происходило сбрасывание бюллетеней, в этом случае должны быть представлены доказательства и комиссия изучит их.


Разговоры об этом были и 2 ноября, но тогда были представлены все доказательства. В частности, то, что до 5 часов (вечера) на избирательные участки пришли, например, 100 человек, а с 5 до 7 — 1500 человек. Представленные наблюдателями эти факты уже являлись документальным материалом.


Как вы объясните выводы миссии международных наблюдателей о том, что на этих выборах местные наблюдатели выглядели «слабее»?


Институт местных наблюдателей слишком важен, у меня есть право так говорить, так как я сам бывший наблюдатель.


Они могли выглядеть «слабее» по двум причинам. Объективной причиной является то, что за эти выборы не было причин критиковать ЦИК и в нашу сторону было мало критики.


Вторая причина в том, что к этим выборам слишком сложная обстановка создалась в гражданском секторе. Времени было мало, власти были новые, и фактически они сдавали экзамен на то, была ли у них политическая воля на проведение справедливых выборов. Поэтому гражданская общественность выступала более в роли общего наблюдателя, чем ориентированного на конкретные нарушения.


Еще одним общим моментом является то, что начался процесс перехода кадров из гражданского сектора в государственный. На этом этапе данное обстоятельство ослабляет гражданский сектор, но, я думаю, что в гражданском секторе освобождается столько мест, что должен начаться приток новых кадров. Это необходимо, чтобы гражданский сектор все также контролировал государственные институты, как это было во времена прежних властей.


Какие проблемы были в Аджарии в связи со списками избирателей?


Специальным постановлением мы определили общее количество избирателей в Аджарии в 78 тысяч человек, несмотря на то, что знаем, количество реальных избирателей значительно больше. Мы изначально заявляли, что избирателями будут считаться те, кто пройдет регистрацию к выборам.


В Аджарии не были открыты избирательные участки для предварительной регистрации избирателей. Процедура регистрации там действовала лишь в день выборов, и потому мы получили только 78 тысяч избирателей.


Мы должны определить дополнительные сроки для тех, кто не проходил регистрацию и не попал в список, где 2,2 миллиона избирателей (в настоящее время в общих списках избирателей, по данным ЦИК, 2,2 избирателя). До парламентских выборов участковым избирательным комиссиям Аджарии будет предоставлена возможность регистрировать всех избирателей, которые не проходили регистрацию во время президентских выборов 4 января. Для нас документом является регистрационная форма избирателя, которая должна быть заполнена по каждому избирателю, и это станет основой списков. Естественно, что эти формы должны быть заполнены и в Аджарии.


Каковыми являются планы ЦИК в связи с подготовкой списков избирателей к парламентским выборам?


На сегодняшний день главной задачей является компьютеризация списков избирателей. Когда будет подготовлена печатная, то есть компьютерная версия и будет направлена на участки, туда будут внесены поправки, компьютерная обработку которых уже будет невозможно успеть. Поэтому, 28 марта будут смешанные списки, то есть будут и компьютеризированные и рукописные.


Перед нами две практические задачи — первая, это необходимо компьютеризировать списки 2,2 миллиона избирателей, и вторая — сохранить организованность в списках, чтобы не создавать хаоса.


Те, чьи данные будут в компьютеризированных списках, смогут найти свои данные по алфавиту, а те, кто будет проходить регистрацию до 28 марта и в день выборов, они попадут в списки по присвоенным им порядковым номерам, а компьютеризация их данных произойдет уже к следующим выборам.


Практически весь февраль мы будем заняты компьютеризацией списков. Ответственным за эти процессы полностью будет ЦИК, но, а финансированием будет заниматься Агентство по международному развитию США (USAID).


Международные доноры выказали готовность к взятию на себя затрат в связи с подготовкой выборов. Ожидаются ли проблемы в связи с финансированием?


Не думаю, что в связи с этим будут проблемы. Хотя, пока еще не определена доля государственных средств, которые должны быть выделены с целью проведения выборов. Об этом Министерство финансов должно заявить само (16 января ЦИК утвердил бюджет парламентских выборов в объеме 7 миллионов лари — «Civil.Ge»).


Как вы думаете, парламентские выборы 28 марта будут такими же спокойными, как и президентские выборы 4 января?


Нет, но и не очень будут отличаться от них. Лицо выборов определяет два фактора — насколько подготовлены избирательные участки и насколько в спокойной обстановке придется избирателям делать свой выбор.


Президентские выборы проходили в неконкурентной обстановке, к парламентским же выборам уже ожидается противоборство интересов нескольких политических партий. Как может повлиять эта конкуренция на проведение выборов в спокойных условиях?


Партийные интересы могут быть проявлены в ходе политических дебатов по телевидению, но я не ожидаю фактов насилия, какие имели место во время проведения парламентских выборов 2 ноября (2003г.).


Характер напряженности, естественно будет сильнее, но, не думаю, чтобы все это вылилось в резких формах.


Настроенные оппозиционно к новым властям страны партии опротестовывают решение правительства о назначении выборов на март. Могут ли негативно подействовать короткие сроки, в которых должны быть проведены эти выборы?


Я всегда говорил, что политически может и оправдано было провести выборы в короткие сроки, но технически и в административном плане это связано с трудностями. Мы можем не успеть решить все проблемы в связи с подготовкой списков избирателей.


Главное, успеть в совершенстве сформировать администрации, и чтобы не было проблем в вопросе финансирования.


Вы говорите о формировании избирательных комиссий и как вы думаете, насколько справедливы те правила формирования комиссий, которые существуют сегодня и подводят под контроль одной политической силы все комиссии?


На этом этапе поддерживаю создание комиссий на паритетной основе, но никто не затрагивает эту тему. Если партии не выказывают претензий по этому поводу, тогда что должен делать председатель ЦИК? Паритет, с одной стороны, хорошо, но с другой стороны создается угроза парализации работы избирательных администраций со стороны отдельных политических партий.


Я считаю, что нашей задачей является профессиональные администрации. После парламентских выборов ЦИК должен быть полностью сформирован на профессиональной основе. Также необходимо сократить количество членов комиссии, так как 15 членов в администрации, особенно на высшем уровне, абсолютно не нужны.


Вопрос изменения правил формирования избирательных администраций должен решить парламент. Если правила формирования будут изменены до 28 марта, это не сможет оказать большого влияния на отдельные проблемы, но все-таки возможны сильные препятствия в том плане, что на повестку дня может быть поставлен вопрос перенесения выборов.