Новое руководство оборонного ведомства приступает к реформам







Президент Саакашвили вместе с новым
(слева) и прежним (справа) министрами
обороны
Первый гражданский министр обороны Грузии Гела Бежуашвили на пресс-конференции в Тбилиси 20 февраля заявил, что одним из главных приоритетов его ведомства является сокращение личного состава вооруженных сил Грузии. По его словам, личный состав должен сократиться с 20 тысяч военнослужащих до 15 тысяч приблизительно. Это та цифра, которая соответствует рекомендациям западных экспертов.


Кроме того, по словам Гелы Бежуашвили, почти дважды сократится также количество работающих в самом Министерстве обороны людей, и их число не будет превышать 200 человек.


Стремящиеся к вхождению Грузии в НАТО власти страны выполнили пока лишь одну рекомендацию Североатлантического военно-политического альянса, назначив министром обороны Грузии первое в истории страны гражданское лицо.


Геле Бежуашвили, получившему западное образование, предстоит пройти длинный путь, чтобы приблизить к стандартам НАТО армию, построенную наполовину по советским принципам.


«Гражданское лицо в Министерстве обороны соответствует натовским стандартам, а интеграция в НАТО остается приоритетом внешней политики нашей страны», — заявил на пресс-конференции 13 февраля президент Грузии Михаил Саакашвили.


Бывший глава грузинского оборонного ведомства Давид Тевзадзе стал послом Грузии в НАТО. «Это очень важный пост для Грузии, главной задачей которой является стать членом НАТО», — заявил Михаил Саакашвили.


Выступая на заседании парламентского Комитета по обороне и безопасности 16 февраля Давид Тевзадзе заявил, что его главной целью будет то, чтобы Грузия стала страной-аспирантом НАТО. А для этого необходимо, чтобы Грузия предложила североатлантическому объединению план индивидуального сотрудничества.


«Грузия уже дважды представляла в НАТО программу по индивидуальному сотрудничеству, но, оба раза проект программы был возвращен обратно потому, что в программе четко не отражался план структурных реформ в Министерстве обороны», — заявил Давид Тевзадзе.


По его словам, новый проект программы будет направлен в НАТО в марте нынешнего года. «А в июне на саммите НАТО в Стамбуле мы попытаемся, чтобы выдвинуть вопрос о присвоении Грузии статуса страны аспиранта альянса», — добавил Давид Тевзадзе, который до назначения на пост посла в НАТО руководил грузинским оборонным ведомством с 1999 года.


Рекомендации НАТО к Грузии, в основном, касаются сокращения численности личного состава армии. Североатлантический альянс также советует властям Грузии реформировать полностью систему обороны и безопасности, что подразумевает проведение реформ не только в Министерстве обороны, но и в МВД и МГБ. Кроме того, еще одной рекомендацией НАТО к Грузии было назначение на должность министра обороны гражданского лица, что уже выполнено властями страны.


Хотя, как считают многие эксперты по военным вопросам, осуществлением лишь кадровых перемен Министерство обороны не сможет решить все свои проблемы.


«Назначение министром обороны гражданского лица большой шаг, но для его нормальной работы в министерстве нет никаких условий. Министерство остается ведомством советского типа, где цветет коррупция и семейный бизнес», — сказал корреспонденту «Civil.Ge» бывший командир Коджорского элитного батальона, первый грузинский Командос Ника Джанджгава, который демонстративно покинул ряды вооруженных сил страны в 2002 году, и причиной тому назвал процветающую в оборонном ведомстве коррупцию и «невыносимые условия», в которых приходиться нести службу военным.


Парламентский Комитет по обороне и безопасности активно изучает предполагаемые нарушения и факты коррупции в Министерстве обороны, которые касаются, в основном, нецелевого использования иностранных грантов. Некоторые материалы уже переданы Генеральной прокуратуре Грузии.


11 февраля на заседании комитета был вызван Давид Тевзадзе, который признал, что в министерстве и на самом деле были нарушения, но Тевзадзе воздержался назвать ответственных лиц. 13 февраля президент Михаил Саакашвили заявил, что если бы против Давида Тевзадзе существовали бы какие-либо материалы, его никто не назначил бы послом в НАТО.


Хроническая нехватка финансирования — это та основная проблема, которая замедляет проведение всяческих реформ в армии. Из года в год Министерство обороны не может выполнить планы по призыву молодежи в армию. Например, 25-ой бригаде МО Грузии пришлось отказаться от принятия призывников на службу по той причине, что в военной части, элементарно, не хватало военной формы и обмундирования.


Срок военной службы из-за финансовых проблем был сокращен с 24 месяцев до 18 месяцев.


«У Грузии нет потенциальных врагов. Можем потуже застегнуть ремни и создать малочисленную, но эффективную армию», — сказал корреспонденту «Civil.Ge» эксперт по военным вопросам Коба Ликликадзе.


«Я поддерживаю предложение не только о сокращении численности личного состава, но и также идею сокращения срока несения службы до одного года. Необходимо подумать также и о количестве генералов. Сегодня в Грузии 18 генералов, когда в наших условиях и двух генералов много», — заявляет Ника Джанджгава.


Рекомендации НАТО к грузинской стороне также учитывают конкретное сокращение числа офицеров. В настоящее время офицеры в грузинской армии составляют 20%. НАТО советует Грузии сократить число офицеров, как минимум, почти вдвое.


Эксперты заявляют, что четыре грузинских батальона, прошедшие тренировку в рамках американской программы «Трейнинга и экипировки» грузинских антитеррористических сил, являются единственными в своем роде, которые более-менее удовлетворяют западные стандарты.


Программа «Трейнинга и экипировки» началась в 2002 году и продолжается по сей день, и ее целью является подготовка 2000 грузинских солдат и офицеров. На осуществление этой программы американская сторона выделила 65 миллионов долларов.


Правительство Грузии взяло на себя обязательство обеспечить зарплатами участников программы, которые получают самое высокое денежное пособие в грузинской армии. Зарплата солдата составляет 380-400 лари (около 180-190 долларов СЩА), а жалование офицера составляет 500-670 лари, тогда как основная часть людей в грузинской армии зависит от зарплаты, которая не превышает 80 лари. Военные эксперты заявляют, что такой дисбаланс в системе зарплат включает в себе большую опасность.


«У нас армии двух типов: в одной получают по 400 лари, в другой — по 80. Почему должен солдат получать больше чем полковник? Я не против, чтобы солдаты, обучающиеся по программе «Трейнинга и экипировки», получали большую зарплату, но на нас тоже должны обратить внимание, или пусть скажут нам, что мы уже не нужны, и пусть отпустят домой», — сказал «Civil.Ge» один полковник грузинской армии, не пожелавший назвать свое имя, и который не проходил обучения по американской программе.


«Дифференциация на два года приемлема, но она не должна затягиваться, в противном случае, проблема дифференциации приведет до армейского бунта, примеры чего в Грузии существовали за последние годы, и повторение такого не исключается», — сказал «Civil.Ge» военный эксперт, журналист Коба Ликликадзе.


«Недопустимо, чтобы военные наблюдали, как другие едят и пьют хорошее, какую хорошую зарплату получают другие, а сами — ничтожную. Я сторонник единых стандартов финансирования. Если военный не является профессионалом, не нужно его держать на службе и 80 лари тоже не нужно платить, а если профессионал, тогда государство должно давать ему соответствующую зарплату. Несмотря на то, что у меня нормальное жалование, все равно не чувствую себя комфортно. Когда у меня была зарплата 80 лари, я стыдился выйти на улицу, а сейчас стыжусь этой дифференциации», — сказал «Civil.Ge» участник программы «Трейнинга и экипировки», командир Телавского 111-го батальона, капитан Лаша Беридзе.


Михаил Саакашвили в день своей инаугурации, 25 января дал слово, что сделает все, чтобы служба в грузинской армии стала престижной.


«Служба в армии должна стать привилегированной. Необходимо, чтобы все прошли недельную или двухнедельную военную подготовку. Я собираюсь внести в парламент законодательную инициативу, чтобы ни один человек не назначался на должность, если он или его сын не проходил военную службу. Сегодня в армии не увидишь ни одного сына должностного лица. Наша армия — армия беспризорников», — заявляет Михаил Саакашвили.


Эксперты предполагают, что политическая воля на немедленное проведение реформ существует, но, финансовые возможности страны не дают возможности на резкое улучшение ситуации в армии.