Парламент Грузии определит полномочия автономии Аджарии

Парламент Грузии на этой неделе приступит к обсуждению представленного по инициативе президента законопроекта, который определяет статус автономной республики Аджария. Этим документом власти страны окончательно подтверждают, что вопрос об упразднении статуса автономии Аджарии на повестке дня на данном этапе не стоит.


На сегодняшний день не существует никакой законодательной базы, определяющей полномочия между Тбилиси и Батуми, кроме того, Конституционный суд приостановил действие Конституции Аджарии, что ставит под сомнение легитимность назначенных на 20 июня досрочных выборов местных органов управления в Аджарии.


По оптимистическим подсчетам, конституционный закон Грузии «О статусе автономной республики Аджария» войдет в силу не ранее, чем через месяц, так как для его принятия необходимо соблюсти такие же процедуры, которые обязательны при принятии конституционных поправок. Необходимо соблюдение месячного срока, когда законопроект публикуется для всенародного обсуждения. Только после этого у парламента есть право утвердить его.


Если к назначенным на 20 июня выборам не будет задействован закон «О статусе автономии Аджарии», определяющий компетенции органов, которые предстоит населению выбрать», в таком случае, существование новоизбранного парламента Аджарии не будет иметь под собой никакой юридической основы.


Кроме того, пока не готов и избирательный закон, в соответствии с которым должны состояться выборы. Используя этот аргумент, «Правая оппозиция — Промышленники, Новые» выступает с требованием отложить выборы, назначенные на 20 июня.


«Было бы более приемлемым, провести выборы в сентябре, а до того, в нормальных условиях нужно обсудить и принять закон «О статусе автономии Аджарии», провести нормальную предвыборную кампанию, и сформировать исполнительные и законодательные органы Аджарии в результате нормальных выборов», — сказал «Civil.Ge» лидер «Правой оппозиции», депутат Давид Гамкрелидзе.


Власти поддерживают проведение выборов в кратчайшие сроки, но, признают, что по причине не укладывания в законодательные рамки, выборы, возможно, могут быть отложены.


«Нашей главной задачей, когда мы принимали решение о скорейшем проведении выборов, было то, что нужно было завершить революционный цикл, и автономная республика Аджария должна была перейти на нормальный режим работы. Если не удастся провести полноценные выборы в установленные сроки, тогда, в результате консультаций с президентом, может быть принято решение о перенесении даты выборов», — заявила председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе.


Статус автономии Аджарии был определен в апреле 2000 года Парламентом Грузии в результате принятия конституционной поправки. Там же было определено обязательство принятия конституционного закона, в котором были бы разграничены полномочия между центральными властями страны и автономией. Такое обязательство было взято Грузией и при вступлении в Совет Европы в 1999 году.


Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер уже приветствовал начало работы в Парламенте Грузии над законопроектом «О статусе автономии Аджарии», и заявил, что Совет Европы готов оказать Грузии в этом направлении максимальную помощь.


«Одной из, но не единственной причиной осложнения отношений между Тбилиси и Батуми было и не существование законодательного акта этого типа, так как в такой обстановке не ясно, какими полномочиями обладают центральные власти, и какие права у автономии», — заявил 14 мая в ходе своего визита в Москве Вальтер Швиммер.


То обстоятельство, что не существовало соответствующего законодательства, предоставляло региону возможности пользоваться неограниченными правами, тем более тогда, когда контроль со стороны центра был доведен до минимума.


«Теми беспредельно увеличенными функциями, которые были искусственно присвоены Аджарии, естественно, что она уже не будет обладать. Это является попыткой раз и навсегда разграничить компетенции между центральными и региональными властями», — заявляет Нино Бурджанадзе.


Согласно представленному законопроекту, в отдельных случаях права автономной республики Аджария резко ограничиваются. Ограничиваются функции законодательной (Верховный совет) и исполнительной (Исполнительные совет) властей Аджарии и увеличивается степень их подчинения центральным властям страны.


Президент Грузии представляет кандидатуры председателей Верховного совета и Исполнительного совета на утверждение. Президенту Грузии также  предоставляется право на роспуск этих органов.


Согласно законопроекту, на территории автономной республики Аджария запрещается создание барьеров такого типа, который существовал на протяжении многих лет на реке Чолоки (административная граница между Аджарией и остальной Грузией) во времена режима Аслана Абашидзе, так как у автономии нет права на установление таких ограничений, которые непосредственно или косвенно могут помешать передвижению граждан или ограничат их права.


В компетенции автономной республики Аджарии остаются те вопросы регионального значения, которые не касаются обороноспособности и безопасности страны.


Кроме того, Аджарии будет оставлено право на финансовую автономию. Согласно законопроекту, «автономная республика Аджария распоряжается доходами, получаемыми в результате установленных ею налоговых сборов».


Согласно представленному законопроекту, власти окончательно отказались от предложения оппозиции провести в Аджарии плебисцит, чтобы узнать, желает ли местное население Аджарии сохранения статуса автономии.


«Сомнения вызывает та агрессия, которая последовала со стороны властей на требование проведения плебисцита. Авторов этой идеи почти что окрестили контрреволюционерами. Очевидно, власти взяли какие-то обязательства перед Россией», — заявляет Давид Гамкрелидзе.


Как известно, в урегулировании кризиса в Аджарии и Россия сыграла значительную роль. 6 мая Аслан Абашидзе лишь после того покинул Аджарию, как провел переговоры с прибывшим туда секретарем СБ России Игорем Ивановым.


Представители «Правой оппозиции» заявляют, что Тбилиси пошел на сделку с Москвой, в результате которой, Россия получила от властей Грузии гарантии сохранения статуса автономии Аджарии.


«Никакого соглашения с Россией в связи со статусом Аджарии не было и не могло быть, так как статус Аджарии является внутренним делом Грузии», — заявила председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе.


К обсуждению представленного документа о разграничении полномочий между Тбилиси и Батуми Парламент страны приступит, предположительно, 18 мая.