Ситуация вокруг Южной Осетии усложняется
По данным Тбилиси, в Цхинвали ввезено дополнительное вооружение
Тквиавский блокпост, расположенный в 10 км от Цхинвали, вызывает недовольство осетинской стороны |
Президент Грузии Михаил Саакашвили, премьер-министр Грузии Зураб Жвания, государственный министр по урегулированию конфликтов Гога Хаиндрава и другие официальные представители грузинской стороны заявили, что на территорию Цхинвальского региона (Южная Осетия) из Северной Осетии на 160-170 грузовых автомашинах было ввезено дополнительное вооружение.
Но Миссия ОБСЕ, которая принимает участие в урегулировании конфликта в регионе, заявила, что ее наблюдатели не смогли обнаружить какой-либо факт, который доказал бы, что на территории самопровозглашенной республики существует несанкционированное вооружение.
В заявлении Миссии ОБСЕ от 12 июня говорится, что вместе с наблюдателями ОБСЕ в мониторинге участвовали представители коллективных миротворческих сил с грузинской, осетинской и российской стороны.
«ОБСЕ вновь призывает стороны к максимальному спокойствию, чтобы не способствовать эскалации ситуации и усилить политический диалог с целью мирного урегулирования конфликта», — говорится в заявлении.
Российская и южноосетинская стороны также опровергли сообщения грузинских властей о ввозе в зону конфликта дополнительных вооружений.
Но, 12 июня президент Михаил Саакашвили на своем брифинге в Тбилиси еще раз подверг критике российскую сторону, назвав ее действия «недружественным шагом со стороны России».
«Нам не нужна эскалация конфликта, планируемая сепаратистами и некоторыми силами извне», — добавил Михаил Саакашвили.
12 июня телекомпания «Рустави-2» сообщила, что большая часть ввезенного из России вооружения было размещено в зоне конфликта, в Джавском районе. Но, доказать эту информацию невозможно, поскольку власти самопровозглашенной республики Южная Осетия не впускают грузинских журналистов на территорию региона. В то же время, президент самопровозглашенной республики Эдуард Кокойты 12 июня, в ходе визита в Москве заявил, что «Цхинвали прекращает всякие отношения» с Тбилиси.
По его словам, власти Южной Осетии продолжат сотрудничество с грузинской стороны лишь в формате четырехсторонней координационной комиссии по урегулированию конфликта, в которую входят представители Южной Осетии, Грузии, Северной Осетии и России. В работе комиссии участвует также и ОБСЕ, которая, по заявлению Кокойты, «испытывает влияние грузинской стороны».
Глава представительства ОБСЕ в Грузии Рой Рив 11 июня заявил, что заседание смешанной контрольной комиссии состоится 16 июня, предположительно во Владикавказе, так как южноосетинская сторона по мотивам безопасности отказывается от приезда в Тбилиси.
Президент самопровозглашеной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты 12 июня на брифинге в Москве предъявил и другие требование грузинской стороне, в том числе и признание осетинского населения региона в 1989-91 гг.
«Грузинская сторона должна возместить ущерб, причиненный Южной Осетии, который, по курсу 1991 года составляет 34 миллиарда рублей», — сказал Кокойты.
Он также призвал Россию признать независимость Южной Осетии и поддержать принятие региона в состав Российской Федерации.
Кокойты опровергает сообщения грузинской стороны о ввозе в регион дополнительных вооружений.
«Никакое оружие или российские военные подразделения на территорию Южной Осетии не входили. Это был гуманитарный груз», — заявил Кокойты.
Он обвиняет власти Грузии в целенаправленных попытках вызвать дестабилизацию в регионе. Мероприятия властей Грузии, отправивших в регион в виде гуманитарной помощи сельскохозяйственные удобрения и медикаменты, Эдуард Кокойты оценивает как «попытку дестабилизации».
«Под прикрытием гуманитарных инициатив представители официального Тбилиси призывают местное население к свержению законного президента Южной Осетии», — заявил Кокойты.
Ситуация в зоне конфликта начала усложняться после того, как власти Грузии отправили на Тквиавский блокпост (около Цхинвали) дополнительные силы безопасности с целью борьбы с контрабандой, ввозимой на территорию Грузии из Цхинвали.
Большая часть этих сил была возвращена обратно в тот же день, но Москва и Цхинвали вновь категорически требуют от грузинской стороны вывода ее дополнительных сил из региона.