Цхинвальский регион и российские военные базы — главные темы визита Саакашвили в Москве






Саакашвили и Путин встречаются уже
во второй раз
После обмена взаимными резкими заявлениями между внешнеполитическими ведомствами Грузии и России по вопросу о ситуации вокруг самопровозглашенной республики Южная Осетия, президент Грузии Михаил Саакашвили 2 июля отправился в Москву.


3 июля президент Грузии намеревается встретиться со своим российским коллегой Владимиром Путиным, и как заявил секретарь совета Национальной безопасности Грузии Гела Бежуашвили, на встрече будут обсуждаться вопросы двусторонних отношений. Это будет уже вторая встреча между президентами двух стран. Первая встреча Саакашвили с Путиным в Москве 11 февраля нынешнего года прошла в довольно теплой обстановке.


«Надеюсь, что та позитивная тенденция, которая сложилась в двусторонних отношениях, после встречи с Владимиром Путиным получит новый импульс», — заявил Михаил Саакашвили на своем брифинге в Москве 2 июня.


На повестке дня во взаимоотношениях между Россией и Грузией за последнее время стоят три основных вопроса: напряженная ситуация в самопровозглашенной республике Южная Осетия, российские военные базы в Грузии и подписание рамочного договора, который предусматривает урегулирование отношений между двумя странами во всех сферах, в том числе в сферах обороны и безопасности.


Взаимные обвинения с одной стороны, российского МИДа и с другой — грузинского внешнеполитического ведомства в связи с ситуацией в Цхинвальском регионе (Южная Осетия), из-за «неконструктивной позиции» создали очень неблагоприятный фон накануне переговоров на высшем уровне.


Грузия отказалась участвовать в заседании Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта в Цхинвальском регионе, которое должно было состояться 30 июня в Москве. Отказ Тбилиси последовал после того, как власти самопровозглашенной республики Южная Осетия отказались освобождать трех сотрудников Министерства государственной безопасности Грузии, задержанных ими несколькими днями  раньше.


Переговоры в рамках СКК (комиссия была создана по прекращения огня после завершения конфликта в ЮО в 1992 году) вошли в тупик после того, как грузинская сторона потребовала замены представителя российской стороны на переговорах Михаила Майорова.


В заявлении от 1 июля российское внешнеполитическое ведомство обвинила грузинскую сторону в затягивании мирных переговоров.


«Эту позицию (грузинской стороны) Москва считает неконструктивной. Она противоречит обязательствам Тбилиси по урегулированию конфликта в Южной Осетии путем политического диалога», — говорится в заявлении российского МИДа.


Со своей стороны, Грузия считает препятствием на пути урегулирования существующих проблем отказ российской стороны в связи с предложением о создании совместного блокпоста у Рокского тоннеля. По утверждению властей Грузии, этот блокпост будет способствовать прекращению передвижению контрабандных грузов по Рокскому тоннелю на российско-грузинской границе, который связывает Южную Осетию с соседней Северной Осетией, и в настоящее время с южной стороны контролируется властями самопровозглашенной республики.


Недавно власти Грузии приступили к осуществлению антиконтрабандных мер в конфликтной зоне. Эти меры вызвали протест со стороны властей самопровозглашенной республики. Контрабанда в зоне конфликта является одним из главных источников доходов.


Но, как предполагают, попытки Тбилиси, направленные на искоренение контрабанды, обречены на провал до тех пор, пока власти самопровозглашенной республики полностью контролируют Рокский тоннель.


В ходе саммита НАТО в Стамбуле присутствовавший на нем президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что он видит тот же сценарий развития событий, как это было в Аджарии, где власти сменились мирным путем. Но, на брифинге в Москве президент Саакашвили заявил, что «двух революций вполне достаточно для Грузии» и власти намереваются распространить свою юрисдикцию в регионе не очередной революцией, а путем восстановления территориальной целостности с помощью переговоров.


Руководство Грузии поблагодарило Россию «за позитивную и конструктивную роль» в развивавшихся в Аджарии событиях, хотя, политические обозреватели считают, что в связи с Южной Осетией Россия заняла более острую позицию.


Присутствие двух российских военных баз в Грузии, проблема, которая остается неурегулированной на протяжении последних пяти лет, является еще одним фактором, создающим дополнительные проблемы в двусторонних грузино-российских отношениях. В Москву Саакашвили отправился подкрепленный поддержкой НАТО, полученной на Стамбульском саммите.


В коммюнике Стмабульского саммита говорится, что пока Россия не выведет свои войска из Грузии и Молдовы, как это предусмотрено условиями Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 г., НАТО оставляет за собой право на увеличение своего военного контингента в прибалтийских странах. Эта позиция вызвала еще больший протест со стороны Москвы.


На своем московском брифинге 2 июля глава Грузии Михаил Саакашвили сообщил журналистам, что на встрече со своим российским коллегой Владимиром Путиным он намеревается поднять вопрос о создании совместного грузино-российского антитеррористического центра в Грузии.


Недавно грузинская сторона предложила Москве создать совместный антитеррористический центр взамен вывода двух российских баз из Грузии.


«Главной задачей антитеррористического центра будет борьба с терроризмом и защита границ и территорий от террористов. Присутствие России в Грузии с такими функциями для нас вполне приемлемо», — заявил Михаил Саакашвили на брифинге в Москве.


Россия и Грузия до сих пор не могут договориться в связи с оформлением двустороннего рамочного договора, подписание которого президенты России и Грузии запланировали во время своей февральской встречи на осень нынешнего года.


Обе стороны признают, что главной причиной существующих противоречий являются вопросы безопасности. Тбилиси отказывается внести в договор, как того требует Москва, главу, которая запретить грузинской стороне размещать на своей территории военные базы какой-нибудь третьей страны.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)