Хаджимба становится главным кандидатом в де-факто президенты после встречи с Путиным

Рауль Хаджимба (слева) и Владимир Путин.
Фото пресс-службы президента России

После встречи президента России Владимира Путина с премьер-министром само провозглашенной республики Абхазия, кандидатом в де-факто президенты Раулем Хаджимба, которая состоялась 29 августа в г. Сочи, стало ясно, что к запланированным на 3 октября выборам президента самопровозглашенной республики Москва поддержит кандидатуру именно Хаджимба, что еще более увеличивает его шансы стать де-факто президентом Абхазии.

Встреча прошла в гостинице «Дагомыс» в г. Сочи, и как оказалось, она стала неожиданной для Тбилиси, резко отреагировавшего на эту встречу.

По официальной информации пресс-службы президента России, на встрече Путин и Хаджимба обсуждали вопросы «о социальной помощи проживающим в Абхазии ветеранам Отечественной войны и сотрудничества между организациями ветеранов».

В связи с встречей Путина и Хаджимба председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе потребовала объяснений от руководства России. По ее словам, такая встреча равномерна поддержке нелегитимных выборов в Абхазии.

«В том случае, если Россия признает нелегитимные выборы в Абхазии, она будет единственной страной среди цивилизованных государств, которая сделает это. Теперь нам остается ожидать официального заявления Москвы о том, признает ли она выборы в Абхазии», — заявила Нино Бурджанадзе 30 августа.

По словам же Рауля Хаджимба, у России взяты обязательства перед международными организациями, и в частности, перед ООН, по урегулированию ситуации в Абхазии. «Кроме того, от России мы ожидаем оценок по поводу проявляемой со стороны Грузии в последнее время агрессии».

В выборах де-факто президента Абхазии, включая Хаджимба, примут участие всего 8 кандидатов.

В группу этих кандидатов входит бывший министр иностранных дел самопровозглашенной республики Абхазия Сергей Шамба, который ушел с занимаемой должности в мае нынешнего года, в знак протеста в связи с убийством председателя оппозиционного абхазского движения «Амцахара» Гари Айба.

Остальными кандидатами являются: представитель оппозиционных движений «Амцахара» и «Единая Абхазия», президент энергокомпании «Черноморэнерго» Сергей Багапш; Бывший премьер-министр самопровозглашенной республики Анри Джергения; де-факто вице-президент Абхазии Валерий Аршба; лидер «Народной партии Абхазии» Якуба Лакоба; бизнесмен Анатолий Отирба и бывший министр внутренних дел СРА, представитель народного движения «Айтайра» Анатолий Анкваб.

Фаворитом Хаджимба стал после того, как в середине августа де-факто президент СРА Владислав Ардзинба назвал его своим преемником.

«Последние несколько лет я готовил его, который сможет возродить Абхазию. Рауль Хаджимба является именно такой личностью. Я поддержу его кандидатуру», — заявил Ардзинба в интервью, которое было опубликовано в газете «Республика Абхазия».

46 летний Рауль Хаджимба был назначен премьер-министром самопровозглашенной республики в мае 2003 года. До этого он был начальником Службы безопасности, а позже занимал и пост министра обороны СРА. На рубеже 80-90-х гг. и в период абхазского конфликта Рауль Хаджимба был сотрудником Службы безопасности Ткварчельского района Абхазии.

Грузинская сторона надеется, что в урегулирование конфликта внесут определенные позитивные заряды смена власти в Тбилиси (в ноябре прошлого года), и ожидаемые изменения в результате выборов де-факто президента в Абхазии.

По словам государственного министра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гоги Хаиндрава, выборы в Абхазии, назначенные на 3 октября, имеют большое значение для Грузии, «так как, определятся личности, с кем будет иметь взаимоотношения грузинская сторона в процессе урегулирования конфликта».

«Эпоха нынешнего президента самопровозглашенной республики Абхазия Владислава Ардзинба завершилась. Активизация грузинской стороны в отношении Абхазии ожидается лишь после проведения там выборов. В настоящее время, то есть до выборов, какая-либо активность не имеет смысла», — заявил Гога Хаиндрава в интервью «Civil.Ge».

«В то же время, необходимо сказать, что мы не должны возлагать надежды на эти выборы, так как, в Абхазии прогрузинских политиков нет», — добавил Хаиндрава.

По заявлению заместителя председателя Верховного совета автономной республики Абхазия в изгнании Пааты Давитаия, на выборах больше всех шансы на стороне Хаджимба, хотя весомой фигурой является и бывший министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. «Но, для грузинской стороны никто из них не является приемлемым», — сказал Давитаия корреспонденту «Civil.Gee».

«И, особенно, Рауль Хаджимба, который активно участвовал в геноциде грузин во время абхазского конфликта (1992-93 гг.), у нас есть документы, подтверждающие это. А, Сергей Шамба активно способствовал разжиганию ненависти между грузинами и абхазами», — заявил Паата Давитаия.

В мае нынешнего года президент Грузии Михаил Саакашвили призвал лидеров сепаратистских регионов — Абхазии и Южной Осетии, начать переговоры с Тбилиси об их статусе в границах единой Грузии. Но, в ответ на этот призыв, премьер-министр самоповозглашенной республики Абхазия Рауль Хаджимба заявил, что «статус независимой Абхазии не подлежит обсуждению».

Примечательно, что в самой Грузии, вместе с приходом к власти новых людей стало очевидным и изменение политического курса в отношении к Абхазии.

Известный своим радикальным отношением к абхазским сепаратистам скончавшийся недавно Тамаз Надареишвили в январе нынешнего года был вынужден покинуть пост председателя Верховного совета автономной республики Абхазии в изгнании. Вместо него был избран Темур Мжавия. В условиях новых властей в стране руководство Абхазии в изгнании, имевшее лишь формальный характер, вообще потеряло значение.

Более того, Парламент Грузии, как ожидается, вообще упразднит полномочия тех депутатов, которые уже на протяжении 12 лет в законодательном органе Грузии постоянно представляли население Абхазии.

Кроме того, в начале этого года власти Грузии расформировали все те грузинские формирования, которые действовали в Самегрело (Западная Грузия) и на территории Абхазии, и называли себя партизанами.

То есть, можно сказать, что Тбилиси подготовил почву для серьезных переговоров с абхазской стороной, так как Сухуми постоянно выражал недовольство в связи с вышеперечисленными вопросами (функционирование властей Абхазии, действия партизанских формирований), которые не раз становились препятствующими переговорам факторами.

This post is also available in: ქართული (Georgian)