Лидер абхазской диаспоры об особенностях политики Абхазии

Интервью с доктором Яналом Казан


Тот факт, что результаты выборов де-факто президента в Абхазии не известны даже по истечении двух суток после окончания выборов, вызывает определенные опасения по поводу дальнейшего развития событий в регионе. В связи с прошедшими выборами 4 октября корреспондент «Civil.Ge» взял интервью у президента абхазской диаспоры в США, доктора Янала Казан, который изложил свои взгляды в связи с ситуацией в Абхазии.


Проживающий в США доктор Янал Казан, этнический абхаз, является гражданином США и был представителем де-факто президента Абхазии Владислава Ардзинба в Соединенных Штатах, но в 1999 году из-за различий в политических взглядах он ушел в отставку с занимаемой должности. Многие наблюдатели считают, что Избирательный кодекс самопровозглашенной республики Абхазия, который запрещает участвовать в выборах президента кандидату, если он на протяжении последних 5 лет не проживал на территории Абхазии, был принят именно для доктора Казан, чтобы создать законодательные препятствия для него с целью отстранения его кандидатуры с выборов, назначенных на 3 октября. В 2002 году Казан посещал Тбилиси и предложил прежним властям Грузии посредничество в урегулировании конфликта в Абхазии. В Тбилиси приветствовали его предложение, но от его услуг отказалось абхазское руководство.


По словам Янала Казан, президентом Абхазии станет рауль Хаджимба, который является фаворитом Владислава Ардзинба, и тесные связи с Россией которого очевидны для всех. По словам доктора Казан, в грузино-абхазских переговорах какой-либо прогресс не ожидается и после избрания нового лидера, «так как новый режим будет аналогичен старому, а может и хуже».


Вопрос: Как вы думаете, каковы будут результаты выборов президента в Абхазии?


Ответ: Я надеялся, что выборы в Абхазии, в которых участвовали несколько таких кандидатов, у которых различные взгляды на мир и национальное примирение, были бы демократичными. Выборы президента самый важный шаг на пути формирования новых взглядов в Абхазии. Но, все кандидаты почти одинаковы, они являются последователями политики Ардзинба.


В: Поделитесь с нашими читателями с вашими взглядами по поводу политического спектра в Абхазии. Снаружи видно, что в Сухуми политический плюрализм. Насколько правомерен этот взгляд?


О: К сожалению, ваш взгляд о политическом плюрализме ошибочен. Абхазия не пошла дальше философии Ардзинба. Все кандидаты разделяют его платформу и опираются на нее. Власть там в руках одной группы, которая поддерживается из России определенной группой интересов.


В: Как вы считаете, ожидается ли прогресс в грузино-абхазском диалоге после выборов?


О: Опасаюсь, что на этот вопрос ответ один — «нет». Как я сказал ранее, новый режим будет аналогичен старому. Может и даже хуже. Новым президентом, предположительно, станет нынешний премьер-министр (Рауль Хаджимба), тесные связи которого с Россией очевидны для всех. Грузия должна пойти на большие уступки и в ближайшее время принять чрезвычайные меры, чтобы восстановить доверие абхазского народа к себе. Тбилиси должен выставить такие условия Сухуми, которые будут приемлемы для абхаз, а не наоборот. В то же время, абхазы тоже должны внять разуму и посмотреть на мир в реальном измерении. Территориальная целостность Грузии должна быть сохранена.


В: Вы наверно ознакомились с разработанной группой грузинских экспертов концепцией по Абхазии. Что вы думаете об этом проекте?


О: Я ознакомился с концепцией. Боюсь, что она слишком неполноценна. В концепции нигде не видно того момента, что в конфликте победившая сторона диктует мирные условия. Грузинские эксперты ничего не оставляют для абхаз в своей концепции. А ключи от мира лежат в осознании того, чем является тот максимальный компромисс, на который абхазы могут пойти с Грузией и пока грузины не осознают этого, мир может установиться лишь чудом.


В: В одной из своих статей вы отметили, что «Абхазии нужен новый план мира». Можете более детально описать этот план?


О: Кроме гарантий физической безопасности Абхазия должна иметь возможность влияния на полный спектр политики и экономики на своей территории. Существование грузинских военных соединений на абхазской земле недопустимо. У Тбилиси должна быть номинальная власть, а у Сухуми право на вето в связи с законодательством по Абхазии. Тот простой факт, что абхазы должны управлять Абхазией, не должен быть уже спорным. Когда говорю абхазы, я подразумеваю те многоэтнические группы, в том числе и грузин, которые проживают в Абхазии. Мирный план, разработанный диаспорой, я представил в столице Грузии в июне 2002 года.


Миру должен быть предоставлен шанс. Надеюсь, что нынешние власти Грузии сделают все необходимые шаги, чтобы признать права абхаз на своей родине и их самоуправление. Кроме того, абхазская диаспора должна стать участницей всего дальнейшего мирного процесса. Грузинские переселенцы должны возвратиться в свои дома в Абхазии. Нас всех вместе ожидает мир, прогресс и благополучие.