СКК уделяет акцент демилитаризации зоны конфликта
Сопредседатели СКК |
В распространенном 4 октября заявлении российского МИДа говорится, что согласно подписанному на заседании СКК акту, стороны обязуются до 15 октября завершить в зоне конфликта учет личного состава смешанного миротворческого батальона.
Как известно, в зоне конфликта размещены грузино-российско-осетинские совместные миротворческие силы. Каждая сторона имеет право на размещение не более 500 своих миротворцев в регионе. Представители сепаратистского режима СРЮО в последнее время все больше высказывали протест в связи с тем, что грузинская сторона часто проводит ротацию своего миротворческого контингента и всегда делает это без предварительного предупреждения, что, по их мнению, обусловлено большей мобилизацией дополнительных сил в зоне конфликта.
Согласно подписанному в Москве документу, до 20 октября стороны должны уточнить количество размещенных в зоне конфликта блокпостов миротворческих сил и их точное расположение, чтобы легче было идентифицировать незаконные вооруженные формирования.
На встрече стороны еще раз выразили готовность к проведению встречи премьер-министра Грузии Зураба Жвания и президента СРЮО Эдуарда Кокойты. Но в подписанном акте не говорится, где и когда должна состояться эта встреча.
Стороны выразили также готовность к поведению встречи на высшем уровне в формате СКК, которая может пройти на уровне министров иностранных дел. С инициативой проведения такой встречи выступил действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Болгарии Соломон Паси. Местом встречи он предложил сторонам Софию.
На встрече в Москве предложение Тбилиси о расширении зоны конфликта натолкнулось на сильное сопротивление с южноосетинской стороны. В настоящее время зона конфликта включает территорию в 15 километровом радиусе вокруг Цхинвали. Грузинская сторона требует расширения этой зоны, что подразумевает распространение зоны ответственности смешанных миротворцев и наблюдателей ОБСЕ над Рокским тоннелем и Джавским районом.
«Мы настойчиво требуем, чтобы миротворческим силам была предоставлена возможность контролировать всю территорию Южной Осетии», — заявил государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гога Хаиндрава, который представляет грузинскую сторону на встречах СКК.
По информации помощника государственного министра Ираклий Антадзе, который также принимал участие в заседании СКК, на встрече в Москве также обсуждался вопрос об увеличении количества военных наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта от 5 до 10. По словам Антадзе, южноосетинская сторона не против этой инициативы, но в подписанный акт данное предложение не вносилось. «По этому вопросу договоримся на следующей встрече», — заявил «Civil.Ge» Ираклий Антадзе.
Государственный министр Гога Хаиндрава заявил «Civil.Ge», что достигнутая между сторонами договоренность о составлении карт заминированных территорий также предусматривает разминирование территорий и обеспечение безопасности передвижения.
По заявлению Хаиндрава, на встрече обсуждался также вопрос об обеспечении региона электричеством в зимний период. Кроме того, стороны обсуждали вопрос издания информационного бюллетеня о работе СКК и укомплектовании редакционной коллегии.
Единственным, о чем стороны договорились без проблем, был вопрос об утверждении кандидатуры Марата Кулахметова на должность командира смешанных миротворческих сил, который в сентябре сменил скандально известного российского генерала Святослава Набздорова.
Министр по чрезвычайным делам СРЮО, сопредседатель Борис Чочиев скептически смотрит на достигнутую в Москве договоренность и грузинскую сторону снова обвиняет в нарушении предыдущих соглашений.
«Такое впечатление, будто бы в Грузии двоевластие, одна власть, с которой мы договариваемся по определенным вопросам, и другая — которая нарушает эти соглашения», — заявил после встречи в Москве Борис Чочиев.