Дебаты по российско-грузинским отношениям на заседании ПАСЕ







Фото с сайта ПАСЕ
На заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы 7 октября в Страсбурге делегация из Грузии обвинила Россию в проведении политики двойных стандартов и поддержке сепаратистских режимов на территории Грузии. Российская же сторона заявляет, что, внеся в повестку дня дебаты по вопросу о российско-грузинских отношениях Тбилиси подготавливает «общественное мнение» с целью силового урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.


Дебаты, длившиеся в течение часа, которые открыл руководитель грузинской парламентской делегации Гига Бокерия, не ставили своей целью принятие конкретной резолюции. Как заявлял до начала дебатов депутат Гига Бокерия, цель дискуссии заключается в привлечении международного внимания к вопросам урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе специально прибыла в Страсбург для участия в дебатах, тем самым, подчеркнув большое значение этой дискуссии для Тбилиси.


В ходе дебатов грузинская делегация акцентировала внимание на те факты, которые, по мнению Тбилиси, подтверждают открытую поддержку сепаратистских режимов в Абхазии и Южной Осетии со стороны Москвы.


«Южноосетинские сепаратисты снабжают оружием регион при открытой поддержке России. Границу между Южной Осетией и Россией контролируют власти России и она открыта для наемных боевиков из России, которые прибыли в регион (Южную Осетию)», — заявил Гига Бокерия в ходе дебатов.


По его словам, на данном этапе главной целью России является не урегулирование конфликтов в Грузии, «а, сохранение статуса-кво и использование этих конфликтов для давления на Грузию».


«Российская Госдума приняла заявление, в котором они (российские депутаты) открыто рассматривают возможность интеграции Южной Осетии в состав России. Министр иностранных дел России открыто зафиксировал, что его главной целью является защита своих граждан в регионе (Южной Осетии). Это еще одна значительная деталь в этой ситуации. Россия в ускоренном порядке предоставила российское гражданство жителям самопровозглашенных регионов (Абхазии и Южной Осетии) с нарушением всех международных норм и юридических процедур. Теперь они приводят этот аргумент, что хотят защитить своих граждан. Сейчас Россия выступает посредником в урегулировании этих конфликтов, и в то же время заявляет, что ее главным интересом является защита своих граждан. Россия не выполняет роль эффективного посредника в урегулировании этих конфликтов», — заявил Гига Бокерия.


Глава Парламента Грузии Нино Бурджанадзе подчеркнула, что дебаты не ставят целью предъявление обвинений России. По ее словам, целью дискуссии является поиски путей конструктивного сотрудничества и получение согласия Москвы на отказ от политики двойных стандартов. Она призвала международное сообщество более активно участвовать в урегулировании конфликтов в Грузии.


«Проблемы существуют и нельзя их игнорировать. Новая грузинская демократия не может допустить существование сепаратистских анклавов, безопасных убежищ для международных террористов и криминалов», — заявила в своем выступлении Нино Бурджанадзе.


По ее словам, в зонах конфликта, несмотря на присутствие там российских миротворческих сил погибло более 1500 человек и сожжено более 6000 домов.


«Замороженный конфликт является лишь процессом урегулирования, решение которого возможно лишь с помощью международного сообщества», — добавила она.


«Нельзя бороться с  сепаратизмом в Грозном, и в то же время, поддерживать сепаратистов всего в нескольких километрах от Грозного — в Грузии. Когда Россия пытается залечить раны от терроризма в Беслане, она не должна праздновать восстановление железнодорожного сообщения с аналогичными сепаратистами в Абхазии. Россия утверждает, что восстановление железнодорожного сообщения — это гуманитарный акт, так как не хотят оставить в изоляции абхазский народ. Но, все это происходит на фоне того, что власти России поставили в жесткой изоляции население всей Грузии, перекрыв гражданское и коммерческое транспортное сообщение», — заявила Нино Бурджанадзе.


Она также выразила протест в связи с заявлением российского МИДа, в котором прошедшим 3 октября в самопровозглашенной республике Абхазия выборам де-факто президента была дана оценка «демократичных» выборов.


«Позвольте воспользоваться этой возможностью и публично спросить представителей России: это тоже гуманитарный акт, когда МИД России в своем официальном заявлении открыто признает происходящие в самопровозглашенной республике Абхазия процессы президентскими выборами и оценивает эти процессы как акт настоящей демократии тогда, когда большая часть местного населения (насильственно перемещенное из Абхазии грузинское население) лишена своих фундаментальных прав? Если это является российским взглядом на демократию, тогда у нас, у всех сидящих в этом зале есть серьезные причины для беспокойства», — заявила глава грузинского парламента.


Нино Бурджанадзе также осудила призыв Москвы о завершении работы миссии ОБСЕ по мониторингу российско-грузинской границы. Наблюдатели ОБСЕ с 1999 года проводят мониторинг на ингушском, чеченском и дагестанском участках российско-грузинской границы.


«Если с этого участка границы России угрожает опасность, почему она препятствует нахождению там международных наблюдателей, почему остается без ответа инициатива Тбилиси о создании совместного антитеррористического центра?», — спрашивает Нино Бурджанадзе.


Российская делегация в ПАСЕ была против проведения таких дебатов на сессии ПАСЕ и настойчиво требовала перенесения обсуждения двусторонних отношений между Грузией и Россией в рамки российско-грузинской межпарламентской комиссии.


«Вопрос очень деликатный, и такой митинговый подход к обсуждению может лишь затруднить достижение компромиссов», — заявил российский депутат Константин Косачев в  своем выступлении на дебатах.


«Грузия должна искать ключи от урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии дома, а не в Страсбурге, а также в установлении отношений с руководством автономий, в защите прав этнических меньшинств и прав человека», — заявил он.


По оценке российского депутата Константина Косачева, дебаты представляют собой «политическую сцену, которая ставит целью показать, как подавляет сильная и тоталитарная Россия слабую и демократичную Грузию».


По его словам, конфликты в Абхазии и Южной Осетии затягивают улучшение двусторонних отношений. Как заявил Косачев, российско-грузинские отношения не должны быть акцентированы только на конфликты, необходимо отметить те позитивные мероприятия, которые Москва осуществляет в отношении Грузии.


  «Россия продолжает поставку газа и нефти Грузии, несмотря на большую задолженность Грузии. Россия помогла Грузии в реструктуризации внешнего долга в Парижском клубе. Правительство Грузии само признало положительную роль России в урегулировании конфликта в Аджарии», — заявил российский депутат.


Константин Косачев особенно подчеркнул официальную позицию России, что Москва поддерживает лишь мирное урегулирование конфликтов, но, в то же время опасается, что Грузия может прибегнуть к силовым методам восстановления территориальной целостности. Он припомнил августовские события в Цхинвальском регионе, когда между грузинской и осетинской сторонами вспыхнули вооруженные столкновения.


«Мы опасаемся, что внесением дебатов в повестку дня Грузия подготавливает общественное мнение накануне принятия аналогичных мер с целью силового урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии», — заявил он.