Почему сменился гендиректор компании «Рустави-2»
Перепечатано с веб-страницы грузинской редакции Радио Свобода
Обозреватели считают, что |
В Грузии никто не нуждается в объяснении того, что вещательная телекомпания «Рустави-2» является полноценным субъектом политического процесса. В период до и после выборов 2 ноября прошлого года данная телекомпания избрала довольно рискованный путь, когда добровольно записала себя в авангарде революции. Сразу было ясно, что этот выбор принесет или большой успех или большие неприятности Эроси Кицмаришвили.
В тяжелый для страны период телекомпания действовала не как нейтральный информационный источник, а как бы — влиятельная оппозиционная партия. Из-за того, что борьба между командами Шеварднадзе и Саакашвили велась, возможно, на грани жизни и смерти, в случае поражения оппозиции, более всего пострадавшим оказалась бы, естественно, телекомпания «Рустави-2».
Но, революция победила и в недрах новых властей позиции Эроси Кицмаришвили чрезвычайно укрепились. Сегодня можно сказать, что даже чрезмерно укрепились. Несмотря на то, что Зураб Жвания (премьер-министр) публично объявил генерального директора «Рустави-2» свои личным другом, в обществе вскоре начали распространяться слухи, что Кицмаришвили сначала в тени, а потом и реально планировал стать премьером. То, что эти слухи не были беспочвенными очень скоро было подтверждено тем, что бывший друг Жвания превратился в его же политического соперника.
В эфире «Рустави-2» прошел сюжет, который обвинял премьер-министра в лоббировании одной бизнес-группы и в не очень то благородных намерениях. А премьер в тот же вечер, в эфире той же телекомпании заявил, что против него началась грязная кампания, в которую намереваются втянуть и президента Грузии. С этого дня стало ясно, что Жвания и Кицмаришвили перерезали соединяющие их пути.
После этого в заинтересованных политикой кругах часто задавали вопрос: кто же победить в единоборстве — Жвания или Кицмаришвили? В ответ называлась то одна, то другая фамилии. А события развивались следующим образом: Эроси Кицмаришвили оставил пост руководителя Торгово-промышленной палаты, после этого продал «Рустави-2», а в конце отказался и от должности генерального директора телекомпании. Картина ясна: в борьбе с Жвания Кицмаришвили сдал позиции, и соответственно, сдал также и для него слишком дорогую «Рустави-2».
С первого взгляда, Эроси Кицмаришвили допустил политическую ошибку тогда, когда переоценил собственные силы и стал противостоять сильнейшему сопернику в лице Зураба Жвания. Но, на самом деле, все-таки дело обстоит иначе. Можно подумать, что ошибка была допущена значительно раньше, когда владелец большей части акций «Рустави-2» и генеральный директор «Рустави-2» решил, чтобы его телекомпания преодолела грань нейтрального наблюдателя в ходе политического процесса и вовлечь ее в революцию, как заинтересованную сторону. На самом деле, на протяжении нескольких месяцев «Рустави-2» достигла неимоверной популярности, но после смены властей вскоре начала терять и доверие зрителей и собственное лицо.
Это было логичным. Когда средство массовой информации — газета или телевидение включается в политический процесс, как одна из сторон, оно, волей не волей, подписывается под упразднением собственных функций, то есть, под самоубийство. Возможно, что Эроси Кицмаришвили не думал об этой угрозе. Но он вел двойной риск: первый — когда противопоставил себя режиму Эдуарда Шеварднадзе и второй — когда был подключился к политическому процессу как сторона. Основание для такого риска могло быть лишь одно: ожидание большей награды, чем телекомпания, ну, например — пост премьер-министра.
Уже в дни революции появились подозрения, что, фактически завершилось дело той «Рустави-2», которую создал Эроси Кицмаришвили. вырастил и довел до осени 2004 года. Конец телекомпании Кицмаришвили был не только логическим и предсказуемым, но и предсказанным — несколько месяцев назад. Легко догадаться, что скоро на телекомпании изменится многое, так как без радикальных перемен оживление этого организма невозможно.