Оппозиция использует все правовые пути борьбы за проведение референдума
15 июля оппозиционные партии — «Консерваторы», «Республиканцы» и движение «Народный форум», а также группа общественных организаций Грузии получили отказ от Центральной избирательной комиссии в связи с началом сбора подписей с целью проведения референдума с вопросом о прямых выборах мэром и глав местных администраций. В результате этого отказа идея проведения референдума была блокирована при попытке преодоления первого же барьера. Инициаторы референдума намереваются опротестовать решение ЦИКа в суде.
«Если будет нужно, мы дойдем и до Европейского суда», — заявляет член инициативной группы по референдуму от «Народного форума» Ираклий Мелашвили, но, до этого оппозиции придется еще преодолевать длинный путь юридических процедур в грузинском судопроизводстве.
Вопрос, сформулированный инициативной группой следующим образом: «Согласны ли вы, чтобы мэры/гамгебели (глава местной администрации) всех населенных пунктов Грузии (города, поселка, общины и села, не входящего в общину) избирались путем прямых выборов населением этого населенного пункта?», как посчитал ЦИК, не был сформулирован четко и конкретно, что, согласно официальному заключению, является нарушением требования органического закона «О референдуме». Причиной отказа также послужило то, что в заявке инициативной группы не были указаны «адрес инициативной группы и место жительство каждого из членов инициативной группы».
Как разъясняет Юридическая служба ЦИКа Грузии, из-за того, что закон «О референдуме» является органическим законом, необходимо чтобы все его требования были выполнены полностью в равной мере. «Несмотря на то, насколько технический характер несет в себе нарушенное положение».
«Но сама оппозиция считает, что они учли все замечания ЦИКа за день до принятия окончательного решения, в ходе консультаций с членами ЦИКа 14 июля, в том числе и о замене словосочетания «прямое голосование» термином «прямые выборы».
Один из представителей инициативной группы Вахтанг Хмаладзе считает, что решение ЦИКа является «абсолютно безосновательным» по двум причинам. «Первое то, что вопрос референдума не должен противоречит Конституции, что было соблюдено, и второе – представленный вопрос сформулирован однозначно, и не содержит возможностей для интерпретации», — заявил в беседе с «Civil.Ge» Вахтанг Хмаладзе.
По его словам, если какие либо изъяны и существовали в указанных адресах членов инициативной группы, в окончательной версии все это было исправлено.
«таким образом, причины отказа просто не существовало. Соответственно, ЦИК принял политическое, а не правовое решение, и к тому же, время для принятия решения время растянул до максимальной черты», — отметил Хмаладзе.
16 июня, в то время, когда заявка в связи с референдумом была представлена официально в новосформированный ЦИК, полный состав которого был утвержден Парламентом с представления президента, оппозиционные партии заявляли, что решение ЦИКа по референдуму было бы первым экзаменом, который должен был показать, насколько беспристрастным будет ЦИК.
Консерватор Звиад Дзидзигури заявляет, что инициативная группа ожидала такого решения от «однопартийного ЦИКа». Из семи членов ЦИКа лишь один был против отказа по вопросу о референдуме.
Существует две возможности для продолженная правовой борьбы за проведения референдума. Один путь заключается в том, чтобы решение ЦИКа было бы обжаловано в суде, и второй – инициативная группа должна внести новую заявку в ЦИК.
В беседе с «Civil.Ge» Звиад Дзидзигури подтвердил, что оппозиция сначала внесет в ЦИК новую заявку, а после этого обратится в суд.
Но, то что инициативная группа могла опротестовать решение ЦИКа в случае отказа прямо в Верховном суде Грузии, после того, как принятая парламентом законодательная поправка вошла в силу 15 июля, дело обстоит уже иначе. В частности, согласно окончательной версии закона «О референдуме», инициативная группа сначала должна обратиться в самую нижнюю инстанцию судебной иерархии, решение которой может быть обжаловано в областном суде, и лишь после этого в Верховном суде страны.
Тем самым, тот путь, который сегодня избрала инициативная группа, стал трехступенчатым и довольно длинным.
«Я почти уверен, что судебный путь будет удлинен, так как суд лишь тогда принимает быстрые решения, когда это нужно властям», — заявляет Вахтанг Хмаладзе.
Власти занимают твердую позицию в связи с выборностью мэров и гамгебели. Утвержденный Парламентом 1 июля закон предусматривает избрание мэра Тбилиси членами Сакребуло (муниципальное собрание). 17 июля же президент Михаил Саакашвили заявил, что гамгебели районов также будут избираться муниципальными советами и не прямыми выборами. На сегодняшний день мэров городов Тбилиси и Поти назначает президент Грузии, а также всех гамгебели районов также назначает он.
Даже в том случае, если власти не блокировали бы требование о проведении референдума, эта процедура, согласно закону, могла бы растянуться примерно на 12 месяцев. А осенью 2006 года уже подоспевают местные выборы. Так что, власти используют все варианты, чтобы процедуры по референдуму затянуть, чтобы за это время успеть провести местные выборы.