Несмотря на внутренние проблемы, Грузия заботится о распространении демократии в пост-советском пространстве
Возвратившиеся в Грузию после девятидневного заключения в Беларуси двое активистов грузинского молодежного движения «Кмара» (Довольно) были приняты 6 сентября президентом Саакашвили, который заявил, что Грузия и впредь продолжит поддержку демократии в регионе. Наблюдатели считают, что распространение демократии в пост-советстком пространстве превратилось в очевидное направление грузинской внешней политики, хотя, там же отмечают, что серьезные проблемы с развитием демократии внутри Грузии вызывают определенный скептицизм в обществе в отношении этой внешней миссии властей страны.
Президент Грузии Михаил Саакашвили встретился с представителями движения «Кмара» — Георгием Канделаки и Лукой Цуладзе, которые находились в заключении в Минске после их ареста режимом Лукашенко. Наблюдатели считают, что этим жестом президент Грузии еще раз подчеркнул тот факт, что Грузия пытается выполнить роль катализатора революций в постсоветском пространстве.
10 мая, в ходе визита в Тбилиси президента США Джорджа Буша, Михаил Саакашвили официально продекларировал, что Грузия готова стать партнером США в деле распространения демократии и свободы в пост-советстком пространстве. Со своей стороны, Буш заявил, что «на свободные нации США и Грузии возложена большая ответственность и мы вместе выполним наши обязательства».
Наблюдатели считают, что Грузия временами пытается напомнить миру, что она остается верной принципам «розовой революции».
Двое активистов движения «Кмара» Георгий Канделаки и Лука Цуладзе были задержаны в Минске 24 августа. Вместе с ними был задержан также и координатор беларусского молодежного движения «Зубр» (аналогичная грузинской «Кмара» и украинской «Пора» организация) Владимир Кобец, которого освободили из заключения вскоре после ареста. Арест грузинских молодых людей официально был опротестован президентом и Министерством иностранных дел Грузии, а правозащитная организация Amnesty International назвала Георгий Канделаки и Луку Цуладзе политическими заключенными.
29 августа Минский суд присудил Канделаки и Цуладзе заключение сроком на 15 дней «за хулиганство». Но, позже, 1 сентября, по решению суда, оба гражданина Грузии были освобождены из заключения. По словам Георгия Канделаки, их освобождение было результатом тех международных откликов, которые последовали за их арестом.
На встрече с Канделаки и Цуладзе 6 сентября президент Саакашвили заявил, что власти Грузии везде будут защищать своих граждан в рамках закона. «Мы готовы во всем мире поддерживать демократию», — отметил он.
Целью поездки в Минск Георгий Канделаки и Луки Цуладзе было то, что они должны были поделиться с опытом «розовой революции» с беларусской молодежью. Известно, что представители «Кмара» внесли значительный вклад в осуществлении «оранжевой революции» в Украине в тесном сотрудничестве с украинским молодежным движением «Пора».
«Тот факт, что «кмаровцы» поделились революционным опытом со своими беларусскими друзьями, является положительным моментом», — заявляет в беседе с «Civil.Ge» политолог Гия Нодия.
Кроме того, что Грузия считает себя партнером США в деле распространения демократии и свободы в пост-советском пространстве, эксперты считают, что в интересы Грузии входит также и то, чтобы в регионе было как можно больше ориентированных на Запад стран.
«Для Грузи очень важно, чтобы Беларусь стала таким же стратегическим союзником, каким стала Украина после «оранжевой революции», — заявляет Гия Нодия и там же отмечает, что Грузия вместе с западноевропейскими и восточноевропейскими странами «естественно, попытается внести свой вклад в достижении демократии в Беларуси».
Но, примечателен и тот факт, что во время нахождения в заключении Георгий Канделаки и Луки Цуладзе в Минске, в Тбилиси часто можно было слышать от простых граждан: «что им нужно было в Минске? Неужели тут все уже сделано?».
Гия Нодия считает, что определенный дискомфорт на самом деле возникает между этой внешнеполитической целью властей Грузии и проводимым внутри страны политическим курсом из-за их несовместимости. Внутренние оппозиционные силы и представители гражданской общественности все чаще критикуют властей Грузии за ослабление демократических институтов в стране.
«В такой обстановке, когда возникает множество вопросов в связи с защитой и развитием демократических ценностей в Грузии, вполне естественно, что общество скептически посмотрит на попытки властей Грузии произвести экспорт революции в другие страны», — заявил в беседе с «Civil.Ge» Гия Нодия.
Но, как считает он, «как бы мы не были недовольны внутренней политикой президента, его внешнеполитическая активность в деле распространения демократии является позитивным моментом, что можно считать своеобразным воздерживающим фактором в том, чтобы не делать недемократичных шагов».