Возникла угроза срыва мирного процесса после обстрела Цхинвали
В результате взрыва трех мин в Цхинвали 20 сентября пострадали около десяти человек, в том числе и двухлетний ребенок. ОБСЕ уже осудила произошедший инцидент и назвала его действием, «направленным против всех норм цивилизованного поведения».
Инцидент совпал с 15-летним юбилеем «независимости» самопровозглашенной республики Южная Осетия и визитом в грузинских селах региона министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили.
Факт обстрела Цхинвали подтверждают обе стороны, но распространяется противоречивая информация по поводу того, кто открыл огонь.
«Одна мина попала в дом (в Цхинвали). Теперь устанавливаем то место, откуда был произведен выстрел», — заявил командующий ССПМ Марат Кулахметов 21 сентября.
По сообщению Комитета информации и печати де-факто правительства СРЮО, Цхинвали был обстрелян из минометов со стороны грузинских сел Эргнети и Никози около 19.00 часов.
Председатель Комитета по обороне и безопасности Парламента Грузии Гиви Таргамадзе опроверг распространенную южноосетинской стороной информацию, назвав ее «дезинформацией» и поставленной де-факто властями Южной Осетии «провокацией».
Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава сделал более сдержанное заявление. Он воздержался обвинять напрямую южноосетинскую сторону. «Я не знаю, кто это сделал. Но, те, кто сделал это, являются врагами Грузии и дегенератами», — заявил Хаиндрава 21 сентября.
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словении Димитрий Рупель в распространенном 21 сентября заявлении заявил, что «Обстрел из тяжелой техники населенного пункта это не только серьезное нарушение соглашения о прекращении огня, но и это также направлено против всех норм цивилизованных действий и порядочности».
Де-факто власти Южной Осетии 21 сентября заявили, что приостанавливают участие в работе Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта.
«Пока Грузия не принесет официальное извинение, мы приостановим свою работу в рамках СКК. В такой ситуации трудно говорить о предстоящей встрече с премьер-министром Грузии Зурабом Ногаидели», — передает Комитет информации и печати правительства СРЮО слова де-факто президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты.
Встреча Ногаидели-Кокойты была запланирована на конец сентября. Также в конце сентября планировалось проведение заседания СКК во Владикавказе, где должны были обсудить положение в зоне конфликта и вопросы демилитаризации.
Неожиданный визит
Обстрелу Цхинвали предшествовало еще одно событие – 20 сентября министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили в сопровождении других официальных лиц из властей страны побывали в зоне конфликта.
Окруашвили вместе с начальником Генерального штаба ВС Грузии Леваном Николаившили и несколькими влиятельными депутатами от правящего «Национального движения» посети грузинские села в ущелье реки Диди Лиахви.
Находясь в ущелье, делегация грузинских военных перекрыла проходящую через зону конфликта центральную автомагистраль и не пустила направляющихся из Цхинвали к Рокскому тоннелю российских граждан. Группа российских граждан, участвовавших в мероприятиях, посвященных «дню независимости» самопровозглашенной республики Южная Осетия 20 сентября, направлялась из Цхинвали в Северную Осетию.
Грузинские телеканалы показали кадры, где видно, как разговаривает начальник генерального штаба ВС Грузии Леван Николеишвили с российскими гражданами и требует от них показать грузинские визы. «У вас нет грузинских виз. Обращались ли вы в МИД Грузии за визами?… Почему не обращались?», — спрашивал Николеишвили у российских граждан.
Командующий Смешанными силами по поддержанию мира в зоне конфликта в Южной Осетии Марат Кулахметов, который появился на месте спустя несколько минут после задержания российских граждан, пытался убедить официальных представителей грузинской стороны, что перекрытие дорого в зоне конфликта означает нарушение достигнутых между сторонами соглашений.
«Посещение министром обороны Грузии зоны конфликта увеличило напряжение», — заявил он журналистам.
«На этот раз мы их отпустили. Это было выражением доброй воли с нашей стороны. Они были помощниками российских депутатов… Попытаемся найти более интересных людей, (Алексея) Митрофанова (депутата российской Госдумы), (Сергея) Багапша (де-факто президента Абхазии) и т.д.», — заявил журналистам Ираклий Окруашвили.
«Добрую волю мы выразили в последний раз. Мы искореним такое передвижение по нашей территории. Эти люди убегают как воры», — добавил Окруашвили.
Празднества в честь «независимости»
Эти оба события совпали с мероприятиями в Цхинвали, приуроченными 15-ой годовщине «независимости» самопровозглашенной республики Южная Осетия. Проведение военного парада в Цхинвали и участие в торжественных мероприятиях осетинской стороны официальных представителей российских властей вызвал резкий протест со стороны Тбилиси.
На военном параде также присутствовала делегация из другой самопровозглашенной республики – Абхазии, во главе с де-факто президентом Сергеем Багапшем, делегации Приднестровья и Нагорного Карабаха. Среди приглашенных гостей также были и депутаты Государственной Думы РФ Константин Затулин и Михаил Маргелов, а также президент Карачаево-Черкезии Мустафа Батдиев.
Двумя днями ранее де-факто лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты и глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров подписали в Цхинвали соглашение, в котором говорится, что руководство Северной Осетии пытается сохранить единство Осетии.
Это событие подтолкнуло МИД Грузии, председателя Парламента и государственного министра по вопросам урегулирования конфликтов, выступить с отдельными заявлениями с осуждением роли России в происходящих в Южной Осетии событиях.
«МИД Грузии оценивает это действие, как недружественный шаг со стороны России, который способствует сепаратизма», — говорится в заявлении МИДа Грузи от 21 сентября.
Государственный министр Георгий Хаиндрава и глава Парламента Нино Бурджанадзе акцентировали внимание, в основном, на прошедшем в Цхинвали военном параде, в ходе которого были продемонстрированы танки и бронетехника. Соглашение о прекращении огня запрещает нахождение тяжелой техники в зоне конфликта, а как известно, эта зона включает и сам город Цхинвали.
«Проведение военного парада в Цхинвали является нарушением всех подписанных с 1992 года соглашений. Это был праздником беззакония, унижения мирового сообщества и игнорирования миротворческих сил», — заявила Нино Бурджанадзе на пресс-конференции 20 сентября.
В то же время, как заявил председатель парламентского Комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, грузинская сторона намеревается созвать международную конференцию в связи с Южной Осетией, на которую будет вынесен на обсуждение план мирного урегулирования конфликта. Аналогичная конференция была уже проведена властями Грузии в июне нынешнего года, но после того прогресс в восстановлении доверия между сторонами так и не был зафиксирован.