Премьер-министр Грузии рассказывает о деталях переговоров в Москве







З. Ногаидели: Увеличение цены на газ
не повлияет на ухудшение экономики
Грузии.
Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели 25 ноября в Москве заявил, что в ходе встреч с официальными представителями российской стороны обсуждались вопросы об увеличении цены на поставляемый в Грузию природный газ, урегулирования конфликта в Южной Осетии и вывода из Грузии российских военных баз.


24-25 ноября в Москве премьер-министр Зураб Ногаидели принимал участие в саммите глав правительств стран Содружества независимых государств (СНГ). Комментируя предположения о возможном выходе Грузии из СНГ, Ногаидели отметил, что факт его присутствия на саммите СНГ, «доказывает, что вопрос выхода Грузии из этой организации не стоит на повестке дня».


В ходе саммита премьер-министр Ногаидели также провел переговоры с Министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и руководством российского энергокомпании «Газпром». О деталях этих переговоров Зураб Ногаидели рассказал на пресс-конференции, проведенной в офисе РИА «Новости».


Цена на природный газ


Премьер-министр Зураб Ногаидели подтвердил, что «Газпром» с будущего года намеревается увеличить цену на поставляемый в Грузию природный газ с нынешних 63-х до 110 американских долларов за 1000 кубических метров. Это решение глава правительства Грузии называл «чисто политическим», но добавил, что увеличение цены на «голубое топливо» не повлияет на ухудшение экономического положения в Грузии, так как Грузия уже готова к этому.


Когда представители российской компании «Газпром» в сентябре нынешнего года впервые заговорили о возможном увеличении цены на газ, свое решение они объясняли, главным образом, тем, что Грузия в настоящее время получает газ «по субсидированным ценам» и компания желает поставлять газ по «рыночным ценам», как это происходит в случае с западноевропейскими странами. Но Премьер-министр Ногаидели назвал «неточными» заявления российской стороны и заявил на своей пресс-конференции, что Грузия покупает российский газ по рыночной цене для Южнокавказского региона.


«В настоящее время мы получаем газ по рыночной цене, по той цене, которая установлена в нашем регионе – Южном Кавказе. Естественно, стоимость газа, например, для Германии и для Южного Кавказа всегда будет отличаться, так как для нашего региона газ приходит из Центральной Азии. Из Казахстана в Грузию проходит два газопровода через территорию России – длина одного газопровода составляет 800 км., а второго – 1500 км. Это протяженность пути из Центральной Азии до Грузии. Между Грузией и Россией транзитной страны нет. В то же время, в Германию, которую часто приводят для примера и где стоимость газа составляет 200 долларов (за 1000 кубометров), газ поставляется из Сибири и газ должен пройти через несколько транзитных стран, пока дойдет до Германии», — заявил Ногаидели и там же отметил, что Тбилиси считает решение увеличить цену на газ «политическим решением».


Хотя, он там же отметил, что экономика Грузии встретит с готовностью увеличение цены на газ. «(Финансовая) потеря (в результате увеличения цены на газ) составит лишь 0,6% ВВП Грузии. Но эта потеря будет компенсирована экономическим ростом, который в будущем году составит двузначную цифру», — заявил Ногаидели.


По его словам, переговоры о цене газа завершаться, предположительно, в течение 7-10 дней. «На переговорах будет обсуждаться вопрос цены и объема газа, который будет поставляться в Грузию. Думаю, это будет 2 миллиарда кубических метров газа (в будущем году) или немного меньше», — отметил он.


Ногаидели также заявил, что Тбилиси будет следить за политикой России в связи с ценами на газ в отношении других стран региона. «Цена на газ увеличивается и для других стран, но для Грузии она увеличивается больше чем для других. Поэтому, думаю, что это чисто политическое решение», — заявил премьер-министр Грузии.


По его словам, несмотря на возникшее в связи с увеличением цены на газ противостояние, он попытался на переговорах «продвинуть несколько позитивных вопросов» и предложил «Газпрому» при равном долевом участии создать совместное российско-грузинское предприятие, которые будет работать, в основном, по двум направлениям – по транзиту через территорию Грузии и инвестициям в средства транспортировки газа в Грузии. Хотя, он не стал конкретизировать, какие объекты могут быть предложены для вкладывания инвестиций.


Военные базы


На пресс-конференции в Москве премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил, что на переговорах министром иностранных дел России Сергеем Лавровым он обсуждал ходе процесса вывода российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки. Несмотря на то, что министры иностранных дел двух стран (Грузии и России) подписали совместную декларацию, в которой детально расписан процесс вывода этих баз, Тбилиси считает необходимым укрепить эту декларацию межправительственным соглашением».


По условиям совместной декларации, Россия должна вывести свои военные базы из Грузии в течение 2005-2008 гг.


«После подписания совместной декларации нашими министрами иностранных дел 30 мая, вывод российских военных баз начался в конце августа – в начале сентября, и теперь очень важно подписать соответствующее соглашение. Грузия уже подготовила проект соглашения, который проходит официальные процедуры в российском правительстве. Министр иностранных дел Лавров уверил меня, что будет наблюдать за тем, чтобы ускорить этот процесс и подготовить документы к ратификации», — заявил Ногаидели.


«Наш принцип очень простой: Грузины не хотят, чтобы на нашей земле присутствовали иностранные военные базы», — подчеркнул он.


Южная Осетия


По словам Зураба Ногаидели, на встрече с министром иностранных дел Сергеем Лавровым также обсуждалось предложение Грузии по мирному урегулированию конфликта в Южной Осетии.


Как заявил глава грузинского правительства, план действий по мирному урегулированию в Южной Осетии, который недавно был предложен грузинской стороной, основывается на инициативе президента Михаила Саакашвили, озвученной им в сентябре прошлого года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Эта инициатива предусматривает урегулирование конфликта в трех фазах.


«Этот трехэтапный план был одобрен и Россией и в определенной степени де-факто властями Южной Осетии… Но, в то же время, Россия выразила определенный скептицизм в связи с тем, будто бы этот план не соответствует предыдущему предложению по урегулированию конфликта в трех этапах. Но это «не правильно», — заявил Ногаидели и добавил, что план действия (по урегулированию конфликта) будет реализован в течение последующих 12-15 месяцев.


По его словам, на первом этапе Тбилиси желает, чтобы регион был демилитаризирован. «Россия должна играть ключевую роль в этом процессе, так как вооружение в Южную Осетию поступает из России, и вооружение должно возвратиться назад в Россию», — подчеркнул он.


По его словам, второй и третий этапы плана действий по урегулированию конфликта подразумевают восстановление доверия и осуществление инвестиционных программ, за чем последует политическое урегулирование конфликта.


Как заявил Ногаидели, «на уровне населения конфликт урегулирован» и «настало время, чтобы в игру вошли политические деятели с целью окончательного политического урегулирования конфликта».


Ногаидели также отметил, что Грузия теперь ожидает предложений российской стороны в связи с планом действий, и добавил, что, несмотря на то, что документ «хорошо подготовлен», он «открыт для дальнейших обсуждений и усовершенствования».


Говоря о конфликте в Южной Осетии, он подтвердил, что Грузия ужесточила свою позицию в связи с принятием России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Грузия требует размещения своих таможенников около Рокского тоннеля (южноосетинский участок российско-грузинской границы) и на КПП Адлер-Леселидзе (абхазский участок). Для достижения этой своей цели Тбилиси хочет заручиться поддержкой Москвы взамен на согласие принять Россию в ряды ВТО.


«Наша твердая позиция состоит в том, что грузы должны поступать через легальные таможенные пункты. Это находится в прямой связи с урегулированием конфликтов», — заявил Ногаидели.