Судьи выступают против давления со стороны властей
Решение 6 судей Верховного суда Грузии об их отставке с занимаемых должностей вызывало новую волну критики в адрес властей в связи с возможными фактами давления в отношении судей. Против такого давления выступили с заявлениями еще трое других судей Верховного суда.
Судьи Верховного суда Грузии Нино Гвенетадзе, Давид Сулаквелидзе и Мераб Турава были первыми, кто 21 ноября обвинили председателя Верховного суда Коте Кублашвили и председателя Совета юстиции Валерия Церцвадзе в давлении в отношении судей. Оба – Кублашвили и Церцвадзе опровергли эти обвинения.
Все трое судей, которых грузинские СМИ окрестили «судьями-бунтовщиками», заявляют, что всегда, когда Верховный суд намеревается рассмотреть дело, которое представляет интерес для властей, председатель Верховного суда, под давлением от Генеральной прокуратуры, дает указания судьям, какой вынести приговор.
По заявлению Нино Гвенетадзе, поправки, внесенные в закон «О Верховном суде», который был подписан президентом 23 июня 2005 года, превратился в оружие давления в отношении судей.
Согласно этим поправкам, судьи Верховного суда, которые до 31 декабря 2005 года уйдут в отставку, будут получать пенсию, равную своей заработной плате, которая в настоящее время составляет 1000 лари.
«Лично мне не предлагали уйти со службы взамен высокой пенсии, но некоторые мои коллеги уже приняли такое предложение», — заявила Нино Гвенетадзе корреспонденту «Civil.Ge».
По заявлению Мераба Турава, кроме тех 6 судей, которые уже покинули должности, председатель Верховного суда потребовал еще от трех судей уйти в отставку.
«Этим утром (6 декабря) председатель Верховного суда пригласил трех судей – Гогелия, Бибилашвили и Исаева и категорически потребовал от них написать заявления об отставке. В противном случае, (председатель Верховного суда) предупредил их, что если не уйдут в отставку, не получат никакое социальное обеспечение, в том числе и пенсии», — заявил Мераб Турава 6 декабря телекомпании «Имеди».
«Эти судьи (Гогелия, Бибилашвили и Исаев) очень уважаемые люди, которые никогда не дискредитировали себя. Как заявляет Коте Кублашвили, он говорил с президентом Саакашвили и они решили освободить этих судей. Я не хочу доверять словам Кублашвили, так как не хочу поверить, что президент Саакашвили мог выдать такой приказ», — заявил Давид Сулаквелидзе.
«Судьи-бунтовщики» также заявляют, что Судебно-дисциплинарная комиссия, в состав которой входят двое судей, один депутат и один член Совета юстиции, и который контролирует деятельность судебной системы, стала еще одним оружием давления над судьями.
В настоящее время Судебно-дисциплинарная комиссия рассматривает дела против 15 судей. Среди этих судей находятся и Нино Гвенетадзе, Давид Сулаквелидзе и Мераб Турава, которые обвиняются в процедурных нарушениях. Все эти дела являются конфиденциальными, поэтому детали, о каких нарушениях идет речь, не известны. Согласно закону, максимальное наказание за процессуальные нарушения для судей предусматривает освобождение с работы, а минимальное – объявление выговора.
Но, судьи отрицают, что имели место какие-либо нарушения, и заявляют, что возбуждение дел против них обусловлено их отказом «выполнять инструкции властей».
На судебном процессе против судей сторону обвинения представляет депутат из «Национального движения» Ника Гварамия. Одним из членов Судебно-дисциплинарной комиссии является депутат Нино Каландадзе, также член правящего «Национального движения». Кроме того, Каландадзе и Гварамия являются членами парламентского Юридического комитета. Нино Каландадзе занимает должность заместителя председателя комитета. 5 декабря, на слушании в комиссии судьи поставили ходатайство об отзыве депутата Каландадзе по причине конфликта интересов, но члены комиссии не удовлетворили их требование.
Но, депутаты от правящей партии отрицают факты давления над судьями, и не скрывают, что власти начали кампанию очистки судебной системы страны «от коррумпированных судей».
«Мы ведем кампанию, чтобы очистить судебную систему от тех судей, которые на протяжении нескольких лет игнорировали законы, от тех судей, которые были не судьями, а посредниками между прокурором и адвокатом», — заявил депутат Гига Бокерия 6 декабря.
Вопрос о предположительном давлении в отношении судей рассматривался на пленарных заседаниях Парламента Грузии 6 декабря и 21 ноября. Это те дни, когда трое судей Верховного суда – Гвенетадзе, Сулаквелидзе и Турава – публично заговорили о фактах давления. В обоих случаях вопрос на рассмотрение вынесли депутаты от оппозиции. В ответ на это, председатель Парламента Нино Бурджанадзе 21 ноября потребовала от парламентских комитетов по юридическим вопросам и по правам человека изучить этот вопрос. Но, пока ни один из комитетов не среагировал в связи с происходящими событиями.
«Я не получала каких-либо официальных инструкций от председателя Парламента», — сообщила «Civil.Ge» 8 декабря председатель парламентского Комитета по правам человека Елене Тевдорадзе.
«До завершения слушания в Судебно-дисциплинарной комиссии комитетское слушание не планируется», — заявила 8 декабря корреспонденту «Civil.Ge» заместитель председателя Юридического комитета Парламента Нино Каландадзе.
Судья Давид Сулаквелидзе заявляет, что судебный процесс против него и остальных двух судей, которые публично заговорили о давлении со стороны властей, имеет решающее значение, он станет индикатором того, в каком направлении будет развиваться судебная система.
«Многие наши коллеги с большим интересом ждут вердикта Судебно-дисциплинарной комиссии, а также результата высказанной нами публично критики. Если мы потерпим поражение, это будет очень плохим знаком», — заявил судья Давид Сулаквелидзе.