Постановление по миротворцам оставляет больше шансов для дипломатии
Несмотря на жесткое постановление по миротворческим силам, размещенным в зоне конфликта в Южной Осетии, которое было принято Парламентом Грузии 15 февраля 2006 года, события вокруг самопровозглашенного региона развиваются более путем переговоров, чем в сторону ухудшения положения, во всяком случае, на данный момент.
С одной стороны, постановление предоставляет больше пространства правительству Грузии для активизации дипломатических попыток с целью интернационализации проводящейся миротворческой операции, но в то же время, не установлены конкретные сроки; С другой стороны – постановление дает право на выдвижение требования немедленного прекращения проводящейся операции.
Местные наблюдатели заявляют, что интернационализация миротворческой операции с участием, в том числе, и российской стороны (Тбилиси не против участия России в миротворческой операции по международному мандату), является долгосрочным проектом и очень сложной задачей с точки зрения ее осуществления. Некоторый аналитики также считают, что Тбилиси, на фоне предостережений со стороны западных партнеров, воздерживается хотя бы на короткое время от немедленного выдвижения требования вывести российские войска из Южной Осетии.
После того, как США призвали Грузию с осторожностью относиться к вопросу о миротворцах, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел Де Гюхт также предупредил 16 февраля правительство Грузии дать «обдуманный ответ» на постановление законодательного органа Грузии от 15 февраля.
В настоящее время ведется подготовка к переговорам, запланированным в Вене. Представители Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии 20-21 февраля соберутся в Вене на заседание Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию конфликта в Цхинвальском регионе.
Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава, который в СКК представляет грузинскую сторону, 15 февраля кратко озвучил позицию, которую Тбилиси намеревается выдвинуть на переговорах в Вене. Эта встреча пройдет по инициативе действующего председателя ОБСЕ.
Выступая 15 февраля в Парламенте, Георгий Хаиндрава заявил, что Грузия в полной мере должна воспользоваться теми соглашениями, которые были достигнуты в рамках СКК за прошедшие годы и которые соответствуют интересам Тбилиси.
«В Московском меморандуме от 1996 года говорится, что миротворцы должны начать передачу своих функций (по защите правопорядка) местным грузинским и осетинским правоохранителям. Это является четырехсторонним соглашением и в наши интересы входит его введение в силу. Хочу сказать, что это было бы возможностью заменить военный компонент полицейским компонентом, это очень важно, и мы должны воспользоваться этим. Если мы отменим все соглашения, мы не сможем воспользоваться теми позитивными аспектами, которые заложены в этих соглашениях», — добавил Хаиндрава.
Государственный министр 16 февраля отправился в Москву для встречи с представителями МИДа РФ с целью обсуждения хода миротворческой операции в Южной Осетии и вопросов подготовки планирующейся в Вене встречи СКК.
Постановление Парламента от 15 февраля также поручает правительству Грузии активизировать работу с международными организациями и государствами партнерами, что ставит своей целью реализацию в полной мере мирного плана грузинской стороны, поддержанного странами – членами ОБСЕ на Министериале этой организации в декабре 2005 года в Любляне.
Но, по этому вопросу между Тбилиси и Москвой снова ожидается обмен жесткими заявлениями на дипломатическом уровне.
В распространенном 15 февраля заявлении МИД РФ осудил постановление Парламента Грузии от 15 февраля и в то же время, МИД заявляет, что т.н. одобренный ОБСЕ мирный план вообще не существует. Вместо этого, Москва предлагает грузинской стороны учесть предложения де-факто президента самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты и разработать новый, совместный грузино-осетинский план действий, который будет направлен на мирное урегулирование конфликта в этом регионе.
Как предполагается, запланированные на 20-21 февраля переговоры в Вене станут индикатором дальнейшего развития событий вокруг Южной Осетии.