Цхинвали отвечает молчанием на мирные шаги Тбилиси

Не успели урегулироваться проблемы, связанные с ротацией в зоне конфликта в Южной Осетии грузинского миротворческого батальона, а грузинская и российская стороны уже обменялись колкими заявлениями в связи с прошедшим в Москве 20 февраля заседанием Смешанной контрольной комиссии (СКК), в котором не принимали участие представители грузинской стороны. Официальный Тбилиси также был раздражен последними сообщениями в российских СМИ о положении вокруг самопровозглашенной республики Южная Осетия.


20 февраля грузинская сторона провела ротацию своего миротворческого контингента в зоне конфликта. В настоящее время в составе ССПМ в Южной Осетии размещены 320 грузинских миротворцев. Грузинская сторона имеет право увеличить численность своего военного контингента до 500 человек. По заявлению Тбилиси, с сегодняшнего дня грузинская сторона будет осуществлять ротацию своих миротворцев регулярно, один раз через каждые три месяца.


19 февраля южноосетинская сторона сначала помешала осуществлению ротации грузинских миротворцев, заявляя, что это была внеплановая ротация и осуществляется в нарушении того соглашения, по условиям которого, ротацию можно проводить раз в полгода. В ответ на это грузинская сторона перекрыла все пути, ведущие в Цхинвали.


Этот вопрос обсуждался 20 февраля и на заседании Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта. Комиссия с участием только представителей российской, южноосетинской и североосетинской сторон приняла решение, как об этом сообщает российский МИД, «проявить добрую волю» и предоставить грузинской стороне право на проведение ротации. В ответ, грузинская сторона открыла центральную автомагистраль в зоне конфликта.


Тбилиси осудил прошедшее в Москве заседание СКК, а переговоры назвал несправедливыми. Председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе 20 февраля заявила, что государственному министру Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгию Хаиндрава, который представляет в СКК грузинскую сторону, официально было сообщено о запланированном в Москве заседании СКК, «но, ни сроки и ни число не были указаны (в приглашении)».


«В СКК не существует никаких четырех сторон. Там есть лишь две стороны: российская и грузинская. Одна сторона в лице представителей России, Северной Осетии и Южной Осетии, в настоящее время собралась в Москве, а вторая – грузинская сторона не участвует в работе СКК… Это является еще одним подтверждением для мирового содружества, что все наши аргументы и претензии полностью справедливы. Я еще раз категорически прошу наших друзей не оставлять этот факт без реагирования», — заявила 20 февраля Нино Бурджанадзе на заседании Бюро Парламента.


Но, российская сторона не придала большого значения отсутствию представителя Грузии и заявила, что данное заседание СКК было «консультативным».


«Это является частью «челночной» дипломатии России… Если раньше мы ездили между Тбилиси и Цхинвали, теперь стороны сами приехали в Москву», — заявил 20 февраля посол по особым поручениям МИДа РФ Валерий Кеняйкин. Государственный министр Грузии Георгий Хаиндрава 16-17 февраля посетил Москву, где встречался с официальными представителями МИДа РФ.


МИд России подверг критике ОБСе за то, что организация не направила своих представителей в Москву для участия в заседании СКК. «(Представители организации) фактически исключили свое присутствие в рамках СКК в ходе работы с целью разряжения обостренной обстановки», — заявил 20 февраля МИД РФ.


В то же время, власти Грузии пытаются нейтрализовать опубликованные в российских СМИ предположения о том, что Тбилиси готовит почву для возобновления боевых действий в Южной Осетии.


В политическом ток-шоу «Восна российском телеканале НТВ депутат Госдумы Константин Затулин, который возглавляет Институт стран СНГ, заявил, что президент Саакашвили пытается обострить обстановку в Южной Осетии, чтобы перекрыть создавшиеся в Грузии экономические и социальные сложности.


Российская «Независимая газета» 20 февраля писала, что войны в Южной Осетии «поможет грузинскому руководству перенести внимание общественности с социальных проблем на другие вещи».


18 февраля также в эфире российской телекомпании НТВ, в передаче «Реальная политика» советник главы Администрации президента РФ Глеб Павловский заявил, что «цена одной пули значительно ниже, чем массовое кровопролитие в зоне конфликта».


Данное заявление председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе оценила как «призыв к террористическому акту» против президента Грузии.


В опубликованном 20 февраля информационном сообщении МИД Грузии заявил, что заявление Глеба Павловского является «использованием элементов терроризма в межгосударственных отношениях».


Тбилиси считает опасным решение межгосударственных отношений методами физической расправы, которые «пропагандирует Глеб Павловский» и «требует от международного сообщества немедленного, строгого реагирования».


С целью демонстрации своих мирных намерений, особенно после принятия Парламентом Грузии 15 февраля постановления по российским миротворческим силам в Южной Осетии, правительство Грузии приступило к односторонним действиям, которые ставят своей целью демилитаризацию зоны конфликта и ослабление напряженности в регионе.


Перечень этих мероприятий, которые включают в себе вывод из зоны конфликта одной части подразделений Военной полиции Грузии, и присоединение другой части к грузинскому миротворческому батальону, был опубликован на официальной веб-странице МИДа Грузии 20 февраля.