Правительство не собирается идти на компромисс с участниками акции протеста
Правительство Грузии 9 марта четко заявило, что не пойдет на уступки в результате давления со стороны оппозиции, которое они осуществляют путем акций протеста, и не изменит своей позиции в связи с установлением кассовых аппаратов на торговых точках на рынках.
Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели 9 марта заявил оппозиционным депутатам Парламента, что решение правительства в связи с кассовыми аппаратами не изменится. Он встретился с четырьмя депутатами из оппозиционной фракции «Демократический фронт» Кобой Давиташвили, Звиадом Дзидзигури, Бидзиной Гуджабидзе и Бежаном Гунава в своем кабинете 9 марта поздно вечером после того, как депутаты объявили голодовку с требованием встречи с премьером.
«Решение принято и оно не изменится», — заявил премьер-министр депутатам на краткой встрече с ними.
По его словам, те фиксированные налоги, которые торговцы платили до сих пор, не достигали бюджета. По словам премьер-министра, ситуация на рынках должна изменится с помощью кассовых аппаратов.
9 марта, около здания Парламента собрались около 3 тысяч человек на акцию протеста, организованную оппозиционными партиями, которые позже переместились к зданию Администраций президента и правительства. Участники акции требовали отмены закона об обязательном установлении кассовых аппаратов на торговых точках на рынках, или хотя бы перенесения срока ввода в действие данного закона. Согласно закону, тем торговцам, которые с 1 марта не установят кассовые аппараты, придется платить штраф в размере 500 лари (около 276 американских долларов).
9 марта между полицией и участникам акции произошло небольшое столкновение после того, как полиция не дала митингующим возможность перекрыть проспект Руставели.
Закон, который предусматривает установление кассовых аппаратов на торговых точках, существовал задолго до этих акций протеста, но он не действовал в отношении торговцев на рынках. Согласно принятым в декабре поправкам к закону Парламент увеличил размеры штрафа. Вопрос о кассовых аппаратах оппозиция поставила на повестку в конце февраля, когда стало ясно, что правительство серьезно намеревается выполнить этот закон.
Несмотря на то, что часть торговцев уже приобрела кассовые аппараты, вторая часть заявляет, что они не смогут приобрести аппараты, цена которых, в среднем, составляет 300 лари (около 165 американских долларов) и требуют установления фиксированного налога на торговлю на рынках. Некоторые из них также заявляют, что у них будут проблемы с использованием кассовых аппаратов, так как они не готовы к таким радикальным изменениям.
Несмотря на то, что председатель Парламента Нино Бурджанадзе поддержала инициативу правительства, она подвергла критике правительство за то, что не ведется в достаточной мере правительством разъяснительная работа с торговцами на рынках по вопросу о кассовых аппаратах, что по ее словам, завершилось протестом со стороны торговцев.
По словам оппозиции, правительство проявило «упрямство», когда отказалось идти на компромисс.
«То, что мы услышали от премьер-министра, означает лишь одно – власти не желают вести диалог с народом… Мы продолжим акции протеста», — заявил депутат Звиад Дзидзигури журналистам после встречи с премьер-министром и там же отметил, что акция протеста возобновится 10 марта.
Но власти игнорируют эти акции. «Это правительство не является таким, с которым можно разговаривать в таком виде (путем проведения уличных акций протеста)», — заявил Ногаидели на встрече с депутатами.
Не все оппоненты правительства разделяют позицию части оппозиционных партий в связи с кассовыми аппаратами. Лидер недавно созданной политической партии, бывший министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили 8 марта в интервью «Civil.Ge» заявила, что в стране есть более серьезные вопросы, в том числе и вопросы о верховенстве закона, по которым на самом деле можно проводить акции протеста.
«Их текущих злободневных политических вопросов не все из них являются одинакового значения. Например, нельзя выходить на улицы по вопросу о кассовых аппаратах и по вопросу о деле убийства Сандро Гиргвлиани с одинаковым настроем. Я считаю, что в связи с кассовыми аппаратами на улицы вообще не нужно выходить», — заявила Зурабишвили.