Тбилиси пытается придать новый импульс мирному процессу в Абхазии

Заявления о начале разработки детальной дорожной карты по урегулированию конфликта в Абхазии и назначение Ираклия Аласания на должность советника президента по урегулированию конфликтов явно указывают на попытки Тбилиси возобновить мирный процесс в Абхазии.


20 марта президент Михаил Саакашвили назначил бывшего председателя правительства автономной республики Абхазия (в изгнании) Ираклия Аласания на должность своего советника по вопросам урегулирования конфликтов.


Назначение на новую должность и уход с прежней должности поможет Ираклию Аласания участвовать в официальных переговорах с де-факто властями Абхазии. Несмотря на хорошие личные отношения между Аласания и некоторыми представителями де-факто властей Абхазии, последние всегда воздерживались от официальных переговоров с Аласания, так как Сухуми считает незаконным расположенное в Тбилиси легитимное руководство автономной республики Абхазия.


Глава де-факто МИДа Абхазии Сергей Шамба приветствовал новое назначение Аласания и заявил, что у властей Абхазии «очень хорошее представление» на счет Ираклия Аласания, — об этом 20 марта сообщили грузинские СМИ. «Это тот человек, с которым можно говорить», — добавил Шамба.


Пресс-спикер президента Грузии Гела Чарквиани 20 марта заявил, что новое кадровое решение президент Саакашвили принял «с целью повышения координации процесса переговоров по урегулированию конфликтов». Аласания также сохранил должность личного представителя президента Саакашвили на грузино-абхазских переговорах.


Первое заявление, с которым Ираклий Аласания выступил после вступления на должность советника президента, касалось начала разработки новой стратегии по урегулированию конфликта в Абхазии. В октябре 2005 года Парламент Грузии поручил правительству к 1 мая 2006 года представить детальную дорожную карту по урегулированию конфликта в Абхазии.


«Вчера мы провели первую встречу с государственным министром Георгием Хаиндрава по конкретным вопросам и приступили к разработке единой государственной политики и стратегии по урегулированию конфликта в Абхазии», — заявил 22 марта советник президента.


«В ближайшее время будут спланированы прямые встречи с абхазской стороной, на которых будут обсуждаться важные для обеих сторон темы: вопросы безопасности, возвращения внутренне перемещенных лиц, восстановления и укрепления доверия, а также вопросы экономического сотрудничества», — заявил Аласания.


Дорожная карта по урегулированию конфликта в Абхазии будет такого же формата, как и уже озвученный властями Грузии мирный план по урегулированию в Южной Осетии (см. документ о дорожной карте по Южной Осетии, на английском языке).


Ожидается, что в эту дорожную карту, которую Аласания назвал «Государственной стратегией по Абхазии», также войдет новая политика Тбилиси по деизоляционизму в отношении Абхазии. В январе в интервью в «Civil.Ge» Ираклий Аласания заявил, что эта новая политика ставит своей целью завершение изоляции абхазской общественности.


«Хочу прямо заявить, что та политика, которая существовала, т.е.  изоляция абхазской общественности была полностью контрпродуктивной. Абхазской общественности необходимо предоставить больше ареала, больше выходов на международную арену, чтобы самим увидеть те ценности, которые сплачивают грузинское общество с европейским», — заявил Аласания.


Официальным названием документа совместное грузино-абхазское заявление о результатах встречи, той возможной встречи, которая может состояться между президентом Грузии и де-факто президентом самопровозглашенной республики Абхазия.


Согласно проекту документа, грузинская и абхазская стороны берут обязательство лишь мирным путем урегулировать конфликт. Документ также включает положения, касающиеся безопасного и достойного возвращения внутренне перемешенного населения в Абхазию. По словам Ираклия Аласания, в документе речь идет также о тенденциях углубления двусторонних отношений по различным приоритетным направлениям, таким как экономическое взаимодействие и права человека в Гальском районе.


17 марта МИД России обвинил Тбилиси в блокировании документов по мирному урегулированию конфликта в Абхазии.


В частности, по заявлению Москвы, грузинская сторона по «надуманным» причинам отозвала назад документ о гарантиях безопасности и невозобновлению боевых действий, который был согласован в декабре 2005 года и был готов к подписанию.


Одно из основных противоречий в связи с документом касается роли российских миротворческих сил, размещенных в Абхазии под эгидой СНГ.


«Существуют соображения (абхазской стороны) по поводу того, чтобы более четко отразить роль Коллективных сил по сохранению безопасности, т.е. миротворческих сил, что с нашей позиции, с грузинской позиции, нецелесообразно, так как это, в первую очередь, является двусторонним документом, с другой стороны, мы очень серьезно пересмотрели и в ближайшее время пройдет серьезное обсуждение целесообразности миротворческой миссии СНГ», — заявил Аласания в интервью «Civil.Ge» в январе нынешнего года.


Он имел в виду постановление Парламента Грузии от 11 октября 2005 года, которое поручает правительству Грузии начать с 15 июля 2006 года процедуры по выводу российских миротворческих сил из Абхазии, если их деятельности получит отрицательную оценку. Но, ожидается, что парламент примет гибкое постановление по Абхазии, как это было сделано в отношении с Южной Осетией в феврале 2006 г.


Аласания также заявил, что завершение совместного соглашение не будет легким процессом, «но, мы готовы к компромиссам».