Причиной тюремного бунта официоз называет попытку дестабилизации в стране

Власти Грузии заявляют, что произошедший 27 марта на рассвете кровавый бунт в Тбилисской тюрьме №5 был частью «плана по широкомасштабной дестабилизации» в стране, но оппозиция ставит под сомнение эту версию и требует проведения независимого парламентского расследования.


По официальной информации, в результате столкновения со спецназом правоохранителей погибли 7 заключенных. Ранения получили около 22 заключенных и двое полицейских.


По заявлению министра юстиции Гии Кавтарадзе, бунт в Тбилисской тюрьме №5 начался в 2.30 по местному времени с попыткой побега. По его словам, полиция начала операцию по пресечению бунта после того, как на протяжении одного часа безрезультатно просила заключенных успокоиться. В настоящее время происходит перевозка заключенных в различные учреждения по отбыванию наказания, так как камеры тюрьмы №5 полностью разрушены в результате двухчасовой спецоперации. По словам Гии Кавтарадзе, существовала информация, что заключенные планировали устроить бунт.


В то же время, десятки недовольных родственников и близких заключенных, которые собрались около тюремного здания с целью получении информации о состоянии заключенных, а также представители правозащитных групп обвиняют полицию в чрезмерном применении силы. Согласно распространившимся сообщениям, после столкновений с полицией было задержано несколько родственников заключенных.


Президент Грузии Михаил Саакашвили на чрезвычайном заседании Совета национальной безопасности 27 марта заявил, что предотвратив мятеж в тюрьме, Грузия смогла избежать угрозы массовых беспорядков и дестабилизации.


Президент напоминал о побеге из той тюрьмы в начале 90-х гг., и заявил, за этим побегом последовала гражданская война и военный переворот против властей ныне покойного президента Грузии Звиада Гамсахурдиа в 1992 г.


Несколько оппозиционных политических партий осудили полицейскую операцию, как жестокую акцию, и потребовали отставки председателя Департамента по отбыванию наказания Министерства юстиции Бачо Ахалаия. На пресс-конференции 27 марта лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе заявил, что «версия властей о запланированном в тюрьме бунте и побеге выглядит очень подозрительно».


«Но, даже если поверим в эту версию, это еще более увеличивает личную ответственность руководителя Департамента по отбыванию наказания Бачо Ахалаия. Вместо того, чтобы произвести превенцию бунта, наоборот, своими действиями они вызвали бунт и после этого огнестрельным оружием перестреляли заключенных», — заявил Давид Гамкрелидзе.


Гамкрелидзе также призвал председателя Парламента Нино Бурджанадзе создать специальную парламентскую комиссию, которая расследует этот инцидент.


Но, Нино Бурджанадзе уже приветствовала действия полиции и заявила, что полиция приняла «адекватные меры» для пресечения побега из тюрьмы, после чего в стране могла начаться массовая дестабилизация.


Она также заявила, что произошедший в Кодорском ущелье диверсионный акт на высоковольтной ЛЭП и тюремный мятеж являются звеньями единой, очень серьезной цепи».


«Это не случайное событие, что произошло ночью в тюрьме и в Кодрском ущелье, все это звенья одной серьезной цепи и очень серьезная атака, направленная на разжигание беспорядков и дестабилизации в стране», — заявила Бурджанадзе.


Другие представители правящей партии также приветствовали действия полиции и заявили, что предотвратив бунт в тюрьме, стало возможным избежать дестабилизации в стране. Действия полиции также одобрила общественная организация «Институт свободы».


«Для подавления таких бунтом необходимо проводить очень жесткие, предусмотренные законом мероприятия», —заявила представитель «Института свободы» Тея Тутберидзе на своей пресс-конференции 27 марта.


Депутат Елене Тевдорадзе была одним из депутатов из правящей партии, которая поставила под вопрос некоторые аспекты реакции властей на произошедшее.


«Почему не предотвратили, если знали об этом заранее? Думаю, что ответственные лица – не знаю кто, те, кто заранее знал, должны обязательно ответить», — заявила Тевдорадзе.


Министр юстиции Гия Кавтарадзе 27 марта на специальной пресс-конференции продемонстрировал снятую скрытой видеокамерой пленку. На пленке изображено, как заключенные Малхаз Зеделашвили и Паата Мамардашвили, которых министр назвал криминальными авторитетами, дают указание еще одному криминальному авторитету Зурабу Виблиани возглавить бунт в тюрьме.


Позже министр юстиции Гия Кавтарадзе, заявил, что, несмотря на то, что у министерства была информация о подготовке заключенными бунта, «у нас не было точной информации, конкретно на какой день был запланирован мятеж».


«Мы получили эту информацию 25 марта и готовились для принятия (превентивных) мер, с целью перевода организаторов (мятежа) в другие тюрьмы, но они начали бунт в ночь на 26-27 марта; Они нас опередили», — заявил Гия Кавтарадзе в интервью телекомпании «Рустави-2» 27 марта.