Оппозиция угрожает бойкотом и ультиматумом







Парламентское большинство заявляет, что
бойкот 36 депутатов не затруднит работу
законодательного органа.
По заявлению оппозиционных депутатов, вскоре завершится работа над меморандумом, в котором будет определена единая политика оппозиционных фракций Парламента в связи с бойкотированием пленарных заседаний законодательного органа и заседаний Бюро Парламента.


В случае достижения соглашения между всеми тремя оппозиционными фракциями грузинского законодательного органа три «Демократическим фронтом» , «Новыми правыми» и «Промышленниками», в меморандуме будут отражены следующие требования: реорганизация Министерства внутренних дел и отставка министра ВД Вано Мерабишвили; Внесение поправок в Избирательный кодекс и назначение прямых выборов глав местных администраций. Некоторые оппозиционные депутаты заявляют, что бойкот парламентских заседаний должен быть прекращен лишь в том случае, если власти удовлетворят требования оппозиции.


Все три фракции вместе объединяют 36 депутатов. Их отсутствие на пленарных заседаниях не создаст каких-либо процедурных проблем остальным 188 депутатам от правящей партии в проведении пленарных заседаний.


31 марта, когда оппозиционные фракции объявили бойкот парламентским заседаниям, ничего не было сказано о выдвижении ультиматума властям.


Официальной причиной объявления оппозицией бойкота стало решение Парламента о прекращении депутатских полномочий представителю Республиканской партии Валерию Гелашвили. Бойкот был реализован 3 апреля, когда представители оппозиции отказались участвовать в заседании Бюро Парламента. По их словам, они будут участвовать в заседаниях лишь парламентских комитетов.


Депутаты от правящей партии, в том числе и глава Парламента Нино Бурджанадзе выразили возмущение в связи с этим решением оппозиции и призвали коллег из оппозиционных фракций вернуться на парламентские заседания и к конструктивной законодательной работе.


«Естественно, я бы приветствовала прекращение бойкоты, так как работать в режиме диалога значительно лучше, чем в режиме бойкота, но, при любом решении (со стороны оппозиции) Парламент продолжит функционирование. Мы должны обсудить важнейшие вопросы. Парламент примет те решения, которые будут поддержаны большинством и будут иметь хороший результат для страны», — заявила Нино Бурджанадзе 6 апреля.


Заявления влиятельных депутатов от правящей партии, которые не скрывали возмущения по поводу решения оппозиции, подтолкнули саму оппозицию к дальнейшим шагам. В результате, депутат из «Демократического фронта» Каха Кукава начал работу над текстом того меморандума, который определил бы единую политику оппозиции в связи с бойкотом и ультиматумом, который будет, предположительно, выставлен властям. 4 апреля, с целью согласования окончательного текста меморандума между оппозиционными фракциями начались консультации.


Председатель Парламента Нино Бурджанадзе предложила оппозиционным депутатам провести консультации с ней вокруг создавшейся обстановки. Она провела отдельные встречи с лидером «Промышленников» Зурабом Ткемаладзе 4 апреля и депутатом Пикрией Чихрадзе из «Новых правых» 5 апреля. Каха Кукава также встречался с Бурджанадзе 5 апреля.


По заявлению оппозиции, текст меморандума будет опубликован лишь после его подписания.


«До вторника, т.е. до начала пленарного заседания Парламента меморандум будет готов, хотя не исключаю, что он будет готов и раньше, и мы подпишем его», — заявил Давид Зурабишвили корреспонденту «Civil.Ge» 6 апреля.


Несмотря на заявления оппозиционных депутатов по поводу того, что консультации вокруг меморандума проходят в «конструктивной обстановке», согласно некоторым сообщениям, существуют определенные противоречия в связи с формулировкой некоторых требований в документе.


«Требование отставки Мерабишвили, которое было внесено в нашу повестку (в связи с убийством сотрудника «Объединенного грузинского банка» Сандро Гиргвлиани) и до объявления нами бойкота, обязательно будет отражено и в меморандуме, но заранее не смогу сказать, в какой форме – будет это в виде отдельного требования или лишь в виде преамбулы», — заявил Давид Зурабишвили 6 апреля.


Процесс консультаций между тремя оппозиционными фракциями выявили также тенденцию противоречий между бывшими политическими партнерами – «Новыми правыми» и «Промышленниками». «Новые правые» отказались от прямых переговоров с «Промышленниками» и роль посредника между ними выполняет «Демократический фронт». Депутаты от партии «Промышленников» покинули фракцию «Правой оппозиции» и в феврале 2006 года сформировали независимую фракцию.


Согласно распространившимся сообщениям, одним из требований оппозиции является вопрос о реорганизации МВД, которое после объединения с Министерством безопасности превратилось в «монстра». Кроме того, оппозиция потребует назначения прямых выборов мэром и губернаторов, прочных гарантий проведения свободных и справедливых местных выборов.


Депутаты от правящей партии уже назвали такие требования «нереалистичными».


«Если будут поставлены конкретные конструктивные вопросы, мы готовы к обсуждению всех этих вопросов, но, если будет выставлен ультиматум и выдвинуты требования, за этим никак не могут последовать позитивные результаты», — заявила Нино Бурджанадзе журналистам 6 апреля.


Депутат от правящей партии Гига Бокерия заявил, что решение оппозиционных депутатов о бойкотировании парламентских заседаний является или отражением их «политического поражения», или подтверждает, что «оппозиция очень далека от политической реальности».


По его словам, оппозиция заново пытается пойти в атаку против властей по тем вопросам, по которым ответ был уже дан. Правила непрямых выборов мэра Тбилиси были утверждены Парламентом в прошлом году, а что касается отставки министра ВД, президент Саакашвили и правящая партия четко заявили в марте, что не намереваются отправлять его в отставку. Оппозиция требует отставки Мерабишвили в связи с нападением на Валерия Гелашвили во время его депутатства и в связи делом убийства Сандро Гиргвлиани, расследованию по которому еще не завершено.