«Боржоми» — очередная мишень России в торговой войне с Грузией

По словам официальных представителей грузинской стороны, решение Москвы о запрете на импорт грузинской минеральной воды «Боржоми», спустя пять недель после введенного запрета на импорт грузинского вина, не было неожиданным решением на фоне торговой войны России, которую она ведет против Грузии.


Роспотребнадзор заявил, что с 7 мая будет приостановлена выдача санитарно-эпидемиологических заключений на минеральную воду «Боржоми». В то же время, это российское агентство попросило Таможенную службу России перекрыть импорт воды «Боржоми» в связи с несоответствием минеральной воды со стандартами.


«Основанием для такого непростого решения послужило то, что проведенные за последние две недели проверки в регионах, и особенно в Московском регионе, показали, что среди тех вод, которые позиционируются для потребителей, как воды «Боржоми», мы находим в большом проценте несоответствующие этим показателям напитки», — заявил главный санитарный врач Российской Федерации Геннадий Онищенко.


«Из 69 исследованных в апреле текущего года проб указанного наименования минеральной воды — 68 (98,6%) не отвечали установленным требованиям», — говорится в письме Геннадия Онищенко, которое было отправлено Таможенной службе России.


Компания GGMW, производящая минеральную воду Боржоми уже опровергла эти заявления и назвала их беспочвенными.


Президент Грузии Михаил Саакашвили, на фоне этого очередного решения российской стороны, призвал население Грузии к консолидацйии.


«Ни в коем случае мы не должны показывать (России) наших слабостей и не должны сдавать позиций… Всякое давление и такие угрозы лишь укрепляют и консолидируют все уважающие себя нации», — заявил президент Саакашвили 5 мая и там же отметил, что Грузия хотела бы наладить с Россией добрососедские отношения.


Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил, что введенный российской стороной запрет на импорт «Боржоми» является «политически мотивированным решением».


«Несмотря на то, что мы работаем с целью возвращения на российский рынок, мы должны более активно работать и в поисках новых рынков», — заявил 5 мая в интервью телекомпании «Имеди» Зураб Ногаидели, который в настоящее время находится в Лодоне, где принимает участие в бизнес-форуме.


«Они борются со всем, что грузинское, и это ничего общего не имеет с борьбой против фальсификации», — заявил министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили 5 мая.


По заявлению председателя Парламента Грузии Нино Бурджанадзе, решение российской стороны «не было неожиданным».


«Это (запрещение на импорт «Боржоми») еще один аргумент в пользу тех людей, которые требуют выхода Грузии из СНГ», — заявила Бурджанадзе журналистам 5 мая.


Президент Михаил Саакашвили 2 мая намекнул, что Грузия может выйти из состава СНГ. Он поручил правительству изучить все возможные экономические последствия такого шага Грузии.


По словам экспертов, запрещение минеральной воды «Боржоми» на российском рынке менее болезненно для Грузии, чем это было в случае с вином.


С одной стороны, экспорт минеральных вод (в том числе «Боржоми» и «Набеглави») в объеме 23,6 миллионов американских долларов меньше объема экспорта грузинского вина, который составляет 63 миллиона американских долларов.


С другой стороны, рынки грузинской минеральной воды более диверсифицированы, чем рынки грузинского вина, основная часть экспорта которого в 2005 году – около 87% — приходилась на Россию.


По сообщению Департамента статистики Грузии, в прошлом году компания GGMW, производящая минеральную воду «Боржоми» ввезла на территорию России «Боржоми» общей стоимостью на 22,1 миллиона американских долларов. В течение первых трех месяцев 2006 года компания экспортировала в Россию минеральную воду «Боржоми» стоимостью 7,7 миллионов американских долларов.


Компания заявляет, что 50% всего ВВП компании приходится на российский рынок, 17% — на Украину, 15% потребляется в Грузию и остальные 15% на другие 25 стран мира.


Компания GGMW является одной из крупнейших компаний, которая стала с прошлого года многонациональной компанией после того, как сформировала холдинг вместе с ведущими компаниями минеральных вод в Украине IDC и Oscar Mineral Water Plant.