У властей возникли проблемы в Кодорском ущелье

По заявлению официальных представителей властей Грузии, объявленное Эмзаром Квициани неповиновение властям Грузии является провокацией, спланированной Россией на фоне напряженности между двумя странами, которая возникла в связи с сепаратистскими конфликтами и российскими миротворческими силами в конфликтных зонах.


Лидер военизированной группировки «Охотник» в Кодорском ущелье (единственная территория в Абхазии, контролируемая грузинской стороной) Эмзар Квициани 22 июля объявил неповиновение центральным властям Грузии. Причиной этого он назвал планы министра обороны Ираклия Окруашвили по разоружению этой группировки.


Но, 23 июля он выдвинул и политические требования и пригрозил продолжить неповиновение, если 24 июля в измененном незначительно составе правительства Парламент снова утвердит на должность министра ВД Вано Мерабишвили и на должность министра обороны Ираклия Окруашвили.


Призывы об отставке министра ВД Вано Мерабишвили является одной из главных тем на повестке оппозиционных политических партий. Но, законодатели от оппозиционных партий осудили действия Эмзара Квициани и назвали их «незаконными».


Официальный Тбилиси не придает особого значения заявлениям Квициани. Премьер-министр Зураб Ногаидели заявил, что этот человек не представляет местное население Кодорского ущелья.


Депутат от правящей партии Гига Бокерия заявил, что «Квициани представляет угрозу, но в то же время, не стоит переоценивать эту угрозу».


Председатель Парламента Нино Бурджанадзе заявила, что за действиями Квициани стоит Россия. 23 июля в интервью телекомпании «Рустави-2» Бурджанадзе заявила, что в Кодорском ущелье Эмзар Квициани принимал де-факто министра обороны Абхазии Султана Сосналиева и командующего российскими миротворческими силами Сергея Чабана.


«Сам этот факт чного ничего не означает», — заявила Бурджанадзе и там же отметила, что развивающиеся в Кодорском ущелье события совпали с напряженностью в российско-грузинских отношениях.


Но, Квициани опроверг, что он встречался с представителями абхазской и российской сторон.


Председатель Парламента 23 июля выразила надежду, что проблема в Кодорском ущелье будет урегулирована в течение двух дней, но в случае необходимости она не исключила и проведение спецоперации в ущелье. Но, Тбилиси с осторожностью относится к вопросу применения силы в Кодори.


Кодорское ущелье, жителями которого являются сваны (жители высокогорного региона Сванети) является единственной частью Абхазии, которая контролируется грузинской стороной. Ущелье чисто символично подчинялось центральным властям Грузии, так как ситуацию на месте всегда контролировали местные авторитеты.


Абхазская сторона всегда считала Кодорское ущелье, как плацдарм Тбилиси для нападения на Сухуми.


Военизированная группировка «Охотник», которая объединяет около 300-400 человек, была создана из местного населения для защиты от абхазских войск.


В 2002 году группа вошла в структуру Министерства обороны. Лидер группировки Эмзар Квициани был полномочным представителем президента Эдуарда Шеварднадзе в регионе (губернатором). Этот пост он сохранил и после того, как власти в Грузии изменились в результате «революции роз». Но, в 2004 году Администрация президента Саакашвили упразднила этот пост, убрав с пути, таким образом, Эмзара Квициани.


Но, в 2005 году министр обороны Ираклий Окруашвили расформировал это соединение, что вызвало протест среди местного населения в Кодорском ущелье. Решение было опротестовано и Ираклием Аласания, что стало причиной его противоречий с Ираклием Окруашвили.


В июле 2005 года, после того, как группировка «Охотник» была расформирована, министр обороны Ираклий Окруашвили членов группировки обвинил в криминальной деятельности. «Как представитель правительства, могу заявить, что в Кодорском ущелье будет проведена антикриминальная операция, чтобы очистить ущелье от бандитов, которые укрываются там», — заявил министр в прошлом году. Но, после этого не распространялась никакая информация или намеки о том, что в ущелье планировалось проведение полицейской или другой какой-либо операции.


Депутат от правящей партии Ника Гварамия 24 июля заявил, что это было ошибкой правительства, когда проблема Квициани не была решена сразу же, как только появились подозрения об его связях с криминальной деятельностью.