Тбилиси угрожает применением силы в Южной Осетии
Председатель Комитета по обороне и безопасности Парламента Грузии Гиви Таргамадзе 4 сентября заявил, что Тбилиси может применить силу с целью восстановления контроля над самопровозглашенной республикой Южная Осетия в том случае, если Тбилиси не получит «соответствующую» международную поддержку.
«Очень большие усилия нужны, в первую очередь, МИДу в течение этих дней и месяцев для того, чтобы дело двинулось с мертвой точки, но еще раз повторяю, что если, скажем, не будет получена соответствующая (международная) поддержка, несмотря на это, вопрос должен быть решен, в том числе, если станет необходимо и путем силовых операций», — заявил Гиви Таргамадзе 4 сентября.
Гиви Таргамадзе является приближенным лицом к президенту Саакашвили и министру обороны Ираклию Окруашвили.
В политической реальности Грузии это первое публичное заявление о возможной силовой операции в зоне конфликта в Южной Осетии.
Заявление депутата Таргамадзе было сделано в адрес международного сообщества, в частности западных стран, чтобы они усилили попытки поиска быстрого и эффективного пути разрешения конфликта. В противном случае, грузинская сторона предупреждает их, что в за затягиванием процесса может последовать возобновление боевых действий.
Министр обороны Ираклий Окруашвили дважды публично заявил, что планирует присоединить Южную Осетию к январю 2007 года, в противном случае, намеревается покинуть должность.
Тбилиси и Москва обвиняют друг друга
Заявлению Гиви Таргамадзе предшествовал инцидент, произошедший 3 сентября, когда по вертолету Министерства обороны Грузии, в котором, согласно распространившимся сообщениям находился и министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, южноосетинские вооруженные группировки открыли огонь, в результате чего вертолету пришлось осуществить аварийную посадку.
Тбилиси и Москва обвинили друг друга в инициировании новой волны напряженности в самопровозглашенной республике Южная Осетия после того, как 3 августа в регионе было осуществлено нападение на вертолет Министерства обороны Грузии.
В распространенном 4 сентября заявлении МИД России заявил, что произошедший инцидент с вертолетом был провоцирован со стороны Тбилиси, так как грузинский летательный аппарат перелетел над зоной конфликта, чем нарушил соглашение Смешанной контрольной комиссии (СКК), подписанное в июле 2002 года.
«МИД России квалифицирует подобные действия грузинских властей как провокационные. Они явно нацелены на подрыв мирного процесса грузино-осетинского урегулирования и свидетельствуют о том, что в Тбилиси начинают открыто готовить почву для реализации альтернативных вариантов разрешения проблемы», — заявляет российское внешнеполитическое ведомство.
Российский МИД также заявляет, что принадлежащие Вооруженным силам Грузии вертолеты в июле-августе нынешнего года 12 раз нарушили воздушное пространство над зоной конфликта.
В заявлении ничего не говорится о том, что по вертолету был открыт огонь, и это обстоятельство МИД Грузии оценивает, как еще одну демонстрацию открытой поддержки со стороны Москвы сепаратистских властей Южной Осетии.
На проведенной 4 сентября пресс-конференции государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Мераб Антадзе заявил, что «в планы политических властей России входит разжигание серьезной дестабилизации и боевых действий» в Южной Осетии.
Тбилиси отказывается признать любое требование, которое может ограничить перемещение его летательных аппаратов в воздушном пространстве страны.
«Грузинское воздушное пространство никогда не было разрозненным и никакие санкции или определенные разрешения Грузии не требуются для осуществления полетов», — заявил Мераб Антадзе.
Это заявление является аналогичным заявлению министра обороны Ираклия Окруашвили, который вскоре после инцидента заявил, что грузинские летательные средства имеют право осуществлять полеты в любое место, в том числе и в зоне конфликта.
Но, руководитель Миссии ОБСЕ в Грузии Рой Рив 4 сентября заявил, что «уществует соглашение между сопредседателями Смешанной контрольной комиссии (СКК), которое запрещает осуществление полетов над зоной конфликта».
Хотя, он там же отметил, что «открытие огня по летательному аппарату незаконно».
В настоящее время ОБСЕ, у которой в зоне конфликта размещены военные наблюдатели, проводит расследование инцидента.
«Мы попытаемся побеседовать с теми людьми, которые были очевидцами инцидента и после этого сделаем свои выводы… Возможно, отдельные государства или Председательство примут решение сделать заявление», — заявил Рой Рив.
В то же время, южноосетинская сторона сообщает об усилении грузинского военного контингента неподалеку от зоны конфликта. Но, как заявил «Civil.Ge» 4 сентября находящийся в городе Гори (Центральная Грузия) журналист из Тбилисского бюро Радио «Свобода», никаких признаков усиления грузинского военного контингента не было замечено.