Тбилиси возлагает надежды на апрельскую резолюцию СБ ООН по Абхазии
Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — Тбилиси желает, чтобы в резолюции Совета безопасности ООН по Абхазии, которая будет принята 15 апреля, были отражены те положительные тенденции, которые заметны в Кодорском ущелье с усилий властей Грузии. Кроме того, и та реальность, что Россия, как миротворец, не выполняет возложенные на нее обязательства, что создает предпосылку для интернационализации миротворческого процесса.
Если Совет безопасности ООН пока не готов к этому, будет лучше «т.н. переход без резолюции», т.е. СБ примет техническую резолюцию, которая просто продлит мандат Миссии наблюдателей ООН в Грузии еще на 6 месяцев и в которой не будут сделаны оценки, — заявил в беседе с «Civil.Ge» председатель Комитета по международным делам Парламента Грузии Коте Габашвили.
«Не думаю, чтобы на этот раз была принята техническая резолюция, но ничего не исключено», — заявляет государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Мераб Антадзе.
По его словам, грузинская сторона выполняет те обязательства, которые возложены на нее предыдущими резолюциями.
«И все это должно быть отражено в новой резолюции. В первую очередь, то, что все действия грузинской стороны находятся в соответствии (с требованиями предыдущих резолюций), должны быть отражены те вопросы, которые существуют в Гальском районе – вопрос языка, постоянное нахождение людей под террором, об открытии филиала офиса ООН и ОБСЕ по правам человека, сделать первые шаги по размещению полицейского компонента», — заявил в беседе с «Civil.Ge» государственный министр Мераб Антадзе.
Миротворцы
В Тбилиси с надеждой смотрят на перспективу замены миротворческих сил в зоне конфликта в Абхазии, но исполнительные власти относятся к этому вопросу с осторожным оптимизмом.
По заявлению председателя парламентской Комиссии по вопросам восстановления территориальной целостности страны Шоты Малашхия, ведется работа в том направлении, чтобы в новой резолюции Совета безопасности ООН не была отражена позитивная роль российских миротворцев, что всегда подчеркивалось в таких резолюциях, в том числе и в резолюции за октябрь.
Но, это труднодостижимая задача из-за того, что Россия пользуется правом вето в Совете безопасности.
«В связи с миротворцами что-либо позитивного, нового не будет, так как другое мнение там не может быть озвучено, иначе, Россия немедленно воспользуется правом вето», — заявляет Мераб Антадзе, но подтверждает, что в этом направлении грузинская дипломатия работает активно.
Но, по мнению руководителя парламентского Комитета по международным делам, Россию не устраивает частое применение права вето «пошатнувшегося имиджа».
«Проблемой является Россия и тут нужна довольно осторожная работа, которая даст результат, то есть согласие со стороны России», — заявил Габашвили.
Кроме того, власти Грузии пытаются убедить международное сообщество, что Россия не является нейтральной стороной в урегулировании этого конфликта, как это подобает посреднику.
Власти Грузии пытаются заменить российскую миротворческую операцию международными полицейскими силами. Для изыскания нового формата, который будет осуществляться, предположительно, под эгидой какой-нибудь международной организации, ведется активная работа по всем направлениям.
«Все чаще слышна готовность на различных уровнях к изменению миротворческого формата… И это нужно довести до определенной температуры кипения, чтобы было принято решение», — заявляет Коте Габашвили.
«Если прогресс в этом направлении произойдет, готовность того, что замена произойдет под эгидой ЕС или других международных организаций, этому, фактически, ничего не может противостоять, но тут есть одна проблема (Россия), которая пока все еще непреодолима. Мы должны быть готовы к тому моменту, чтобы реальная замена произошла моментально и безболезненно и чтобы не создавался вакуум, который будет непрогнозируемым», заявил «Civil.Ge» госминистр Мераб Антадзе.
Недавно верховный представитель ЕС по вопросам едино внешней политики и безопасности Хавьер Солана выразил готовность от имени ЕС внести вклад в миротворческие операции в конфликтных зонах в Грузии, если будут на то «четкие цели». В разное время такое же желание выразили страны Прибалтики, Румыния, Польша, Украина.
«Если Украина решит участвовать в миротворческих операциях, у нее будет больше всего шансов потому, что существующая операция проводится под эгидой СНГ и СНГ это не только Россия», — заявляет Коте Габашвили.
«Возможно, что произойдет и то, что мы примем более активное участие в других международных операциях и тем самым, у других появится больше желания быть более активными соответствующим образом», — добавил он.
Грузия намеревается отправить своих военных для участия в операциях НАТО в Афганистане, а также повысить численность своих миротворцев в рамках коалиционных сил в Ираке. Грузинская рота также несет службу в рядах миротворцев в Косово.
Парламент Грузии в июле 2006 года принял политическое решение о выводе российских миротворческих сил из конфликтных зон Абхазии и Южной Осетии и их замене международным компонентом, выразив, тем самым, полное недоверие, как России, так и российским миротворцам.
Кодорское ущелье
Власти Грузии надеются, что в следующей резолюции СБ ООН, в отличие от принятой в октябре прошлого года резолюции, происходящие в Кодорском ущелье события будут оценены положительно.
«Во всех принятых до 2003 года резолюциях было требование к сторонам, навести порядок на контролируемых ими территориях, и основной акцент переводился на Кодорское ущелье. Наведение порядка происходит в легальных рамках руками правоохранителей, что и произошло. Поэтому, мы были в определенной степени недовольными тезисами, приведенными в резолюции СБ ООН (за октябрь 2006 г.), но несмотря на это, мы, фактически, нейтрализовали эти претензии и ждем, что (в новой резолюции) будет зафиксирован прогресс», — заявляет Мераб Антадзе.
В конце июля прошлого года власти Грузии, проведя антикриминальную операцию против вооруженной группировки Эмзара Квициани, нейтрализовала сопротивление и установила полный контроль центральных властей Грузии над ущельем.
Сухуми и Москва осудили эти действия и заявили, что грузинская сторона нарушила Московское соглашение от 1994 года, которое запрещает размещение военных соединений в ущелье. Но, Тбилиси заявлял, что операция в Кодорском ущелье была проведена лишь полицейскими силами.
СБ ООН, в результате активного требования со стороны России, внес в резолюцию за октябрь прошлого года, что напряженность в Абхазии в последнее время была вызвана проведенной в Кодорском ущелье операцией.
В октябре и декабре с участием Миссии наблюдателей ООН и российских миротворцев в Кодорском ущелье дважды был проведен мониторинг, который невозможно было проводить там до наведения порядка центральными властями Грузии.
Результаты последнего мониторинга зафиксировали нахождение до 250 полицейских в ущелье, на основании чего, в промежуточных оценках представители ООН, в том числе и посол РФ в ООН Виталий Чуркин отметили прогресс в Кодорском ущелье.
«Были мониторинги, которые подтвердили, что мы правы и ничего угрожающего в Кодори не происходит, т.е. Грузия не имеет желания военной интервенции и никакой военной концентрации там не происходит», — заявил Коте Габашвили.
По его словам, сегодня в Кодорском ущелье вместо криминальных властей расположены легитимные власти Абхазии, и «люди там начали нормальную жизнь. У нас есть все доказательства этого и это очень серьезный шаг с октябрьской резолюции до сегодняшнего дня».