Столкновение в Абхазии вызвало жесткую риторику

Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — Произошедшее 20 сентября столкновение между абхазскими и грузинскими силами вызвало жесткую риторику между в Тбилиси и Сухуми, что еще более снизило возможности для возобновления прекращенных переговоров.


Де-факто президент самопровозглашенной республики Абхазия Сергей Багапш заявил, что «рано или поздно» Сухуми восстановит свой контроль над Верхним Кодорским ущельем.


«Я официально заявляю, что не успокоится Абхазия до тех пор, пока не освободит Верхнюю часть Кодорского ущелья», — заявил Багапш 21 сентября на заседании Совета безопасности сепаратистского правительства.


В результате столкновения, которое, по заявлению Тбилиси, произошло в Верхнем Кодорском ущелье, на территории, контролируемой грузинской стороной, было убито двое абхазских военных, еще двое получили ранения, и семеро были задержаны грузинскими правоохранителями.


В заявлении, которое было передано по абхазскому телевидению, Багапш также завил, что ситуация «сложная и обеспокоивающая».


«Мы живем рядом с агрессором, который не умеет разговаривать, умеет делать пакости и провокации», — заявил он.


Он также потребовал от Тбилиси немедленного освобождения задержанных абхазских военных.


Де-факто МИДа самопровозглашенной республики Сергей Шамба заявил, что у Сухуми «есть все силы и средства для того, чтобы там провести любую операцию».


«Но, мы понимаем, что за этим последуют более масштабные события, это решение может быт принято только в самом крайнем случае», — отметил Сергей Шамба.


Некоторые абхазские политики выразили претензии в связи с тем, что Сухуми занимал довольно умеренную позицию до этого в отношении действий Грузии в Верхнем Кодорском ущелье.


«Мы должны принять принципиальные решения по возникшей ситуации», — заявил председатель Комитета по международным делам де-факто парламента Абхазии Гурам Гумба, — «Все последние события – это следствие оккупации Грузией верхней части Кодорского ущелья, несоблюдения ею ряда международных соглашений. Наше стремление к взвешенной, неагрессивной политике привело к тому, что террористическая угроза, исходящая из Грузии, стала реальной опасностью для нашего будущего».


Жесткая риторика слышна и в Тбилиси. Президент Саакашвили подвалил МВД Грузии за «отражение группировки диверсантов и террористов» в Верхнем Кодорском ущелье и поручил правоохранительным структурам «давать более жесткий ответ» в случае повторения аналогичных инцидентов.


Председатель парламентского Комитета по  международным делам Коте Габашвили 22 сентября заявил, что «Грузия не успокоится до тех пор, пока не восстановит контроль над всей Абхазией».


По его словам, министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили предложил Сухуми прямой диалог, безо всяких предварительных условий.


«Если они хотят этого, должны согласиться; Если нет, должны хорошо запомнить: Грузия никогда не уступит Абхазию», — заявил Габашвили.


Переговоры между Тбилиси и Сухуми прекращены уже более года и маловероятно, чтобы они были восстановлены в ближайшее время.


Для восстановления диалога Сухуми выдвигает несколько предпосылок, в том числе вывод грузинских сил и легитимного правительства Абхазии из Верхней части Кодорского ущелья.


Часть территории Абхазии, которая контролируется грузинской стороной, расположена в северной части административной границы между остальной частью Абхазии и регионом Сванетии. С южного входа на эту территорию расположен блокпост российских миротворцев.


Блокпост разделяет ущелье на две части, верхнюю часть которого контролируется грузинской стороной. Центральные власти Грузии называют эту территорию Верхней Абхазией. Но, чаще эта территория упоминается, как Верхняя часть Кодорского ущелья.


После вооруженного конфликта эта территория никогда не контролировалась сухумскими властями, но она не подчинялась и контролю центральных властей Грузии. Территорию контролировали местные грузинские вооруженные группировки.


Но, ситуация изменилась летом прошлого года, когда центральные власти страны провели операцию против вооруженных группировок и установили государственный контроль в ущелье, что и беспокоит Сухуми.