Михаил Саакашвили о совместном контроле границы, сепаратистах и НАТО
Выступление президента Грузии
Михаила Саакашвили на встрече
с грузинскими ветеранами
26 февраля 2007 г.
«Вы знаете, что в течение последних нескольких месяцев мы готовились, что могли последовать какие-то провокации за объявлением и признанием независимости Косово.
Поверьте, единственной причиной, в связи с чем четко было заявлено, что не произойдет признание независимости Абхазии и Южной Осетии и даже не будет разговоров об этой независимости, это то, что сегодня Грузия стоит на ногах.
Если бы сегодня в Грузи были раскрыты палатки и государственное функционирование было бы нарушено, если бы сегодня в Грузии была бы ситуация гражданской войны, если бы были бы в Грузии хаос и столкновения, и положение 1991 года повторилось бы, за две минуты произошло бы оформление отвержения этих территорий.
Нам удалось избежать этого за счет того, что Грузия провела выборы, в Грузии начал развиваться демократический процесс, в Грузии спокойствие, стабильность и что самое главное, Грузия сильна и может во всех ситуациях дать адекватный ответ. Мы разговариваем уже по другому даже с самыми сильными государствами в регионе.
Кокойты в течение последних трех лет кричит: вот, на следующей неделе признают нашу независимость (Южной Осетии). Косово приблизилось, заговорил Багапш и сказал, что у меня мол есть точная информация, что в ближайшее время признают нашу независимость (Абхазии). Остались сегодня эти люди ни с чем: Багапш, Кокойты и другие сепаратисты. Никто не посмел, не посмели покровительствующие их силы даже выдвинуть этот вопрос. И это является большой внешней и внутренней политической победой Грузии.
Никто не посмел, не посмели и покровительствующие их силы сдвинуть даже этот вопрос. И это является великой внешней и внутренней политической победой Грузии.
Второй вопрос, Сейчас я был в Москве и до этого у нас были переговоры, вы знаете, с правительством России и правительство России дало согласие на совместное контролирование пограничных и таможенных КПП у Рокского тоннеля (Южная Осетия) и Псоу (Абхазия)
Пока мы не знаем до конца технических деталей, как это должно осуществится, но это тоже огромный шаг и прорыв вперед.
Во время беседы с представителями правительства России они выразили желание, чтобы окончательно произвести делимитацию границы и т.е. легализовать окончательно участки российско-грузинской границы на Посу и Роки.
И вчера я видел разочарованных сепаратистов. (Де-факто министр ВД Южной Осетии Михаил) Миндзаев, который является посланным из Росси бандитом – ничем другим этого человека назвать нельзя, который туда же повернулся к русским и сказал: если Россия на Роки поставит грузин, тогда он будет бороться и Россией и с Грузией. Поделом его отправителям такая риторика.
Я вспомнил Басаева, которого в свое время отправили и потом Басаев повернулся к русским. Нет Басаева, сегодня есть Миндзаев.
Неужели все мы не можем научиться на наших же ошибках, и проблемах нашего прошлого?
Очень недовольные вернулись представители сепаратистов с Женевских переговоров потому, что в отличие от других переговоров, грузинская делегация смогла отстоять все свои позиции. В первую очередь, в связи с возвращением беженцев, в связи с их собственностью и те претензии и покусывания, которое раньше было в связи с Кодори, т.е. Верхней Абхазией в целом, в связи с лагерем Ганмухури, и все другие недоразумения, это также следующий шаг вперед.
Вам также известно, что в Абхазии мы точно установили перечень нашего имущества, будут выданы сертификаты и мы уже теперь, на этом новом этапе, после того, как договорились о том, что не произойдет признание Абхазии и Южной Осетии, после того, как договорились о том, что границы будем контролировать совместно, мы также должны договориться о том, что Российская Федерация, и этот вопрос мы поставили в Москве, должна выполнить свои обязательства по санкциям СНГ от 1996 года.
Вы знаете, что с 1996 года формально действуют санкции СНГ в отношении Абхазии. Многие из этих санкций не осуществлялись эффективно, и мы категорически потребовали и требуем от российского руководства в полном объеме, в полном масштабе осуществить эти санкции против тех, кто провел этническую чистку в Абхазии.
Сегодня у Грузии большой шанс и положение, чтобы другим голосом и в другом тоне говорить, дружественно, но уверенным в себя, говорить с нашими партнерами.
Вы знаете, что мы так подошли к очень исторической, важной границ в связи с объединением в Североатлантический альянс. То, что 2-3 года назад даже мне казалось недостижимой утопией, сегодня стало появлением начала следующего этапа вполне реальной жизни. Мы все свидетели этого.
Мне удалось и нам всем вместе, вывести за мой первый президентский срок основные российские базы из Грузии, и это является важной частью нашего соглашения с Россией, и я ценю, что кроме Гудаутской базы, Россия в отношении всех других баз неукоснительно выполнила данное соглашение. Это на самом деле хорошее начало, на чем мы должны построить лучшие отношения.
5 апреля 2008 года в Бухаресте пройдет саммит НАТО, где одним из вопросов, очевидно, будет обсуждаться вопрос о предоставлении официального статуса кандидата в члены НАТО Украине и Грузии.
Это очень историческая, важная грань для нашей страны. В ближайшие дни, точнее, 7 марта в Брюсселе пройдет заседание Совета министров НАТО, где будут приняты предварительные решения по этому вопросу.
Я знаю, что и внутри Грузии и за ее пределами, к сожалению, есть силы, которые открыто и некоторые тайно всячески пытаются помещать этому. Ездят за границу, рассказывают, что это недопустимо, неприемлемо, что Грузия пока не находится на таком уровне, чтобы принять это и т.д.
Но, я думаю, что наш народ четко подтвердил на референдуме свою волю, и эта воля необратима.
Что такое членство в НАТО? Для чего это необходимо? Это нужно для того, чтобы Грузия в этом очень сложном регионе была защищена стратегически, и была бы полноценным членом этой зашиты, укрепления этого региона, этого альянса, самого сильного альянса в истории человечества, внести свой вклад и свою долю гарантий безопасности.
От статуса кандидата в члены НАТО до членства в НАТО должен пройти еще какой-то период, естественно, но, получение статуса кандидата, это, практически, необратимость этого процесса и это очень важно для каждого из нас.
В то ж время, вы следите, как развиваются наши вооруженные силы и я думаю, что вы хорошо знаете, что у нас есть много чего, чем можно гордиться. Очень часто говорим, что если бы было тогда, когда на Грузию нападали, если бы было тогда, когда сотен тысяч наших граждан выдворяли из домов и убивали, если бы было тогда сотая доля того, что сегодня есть у Грузии.
Это мы строим скрупулезно в течение последних четырех лет. Мне очень тяжело, хочу сказать, естественно, тратить деньги в этом направлении. Необходимо строить больницы, школы, выдавать пенсии, ту же социальную помощь, но у нас также есть ответственность перед будущим Грузии, и тем, чтобы Грузия была защищена. То, что мы делаем в вооруженных силах, не приносит голоса, но несет запас стратегической прочности Грузии, который нам пригодится на протяжении столетий.
Тот день, когда я буду заботиться лишь о выборах и голосах, этот день потерян для нас и Грузии. Потому, что в первую очередь мы должны заботиться о том, что оставляем нашему будущему поколению. В этом различие между моей властью и всеми другими оппортунистическими политическими группировками. У нас ответственность перед сегодняшним и многими будущими поколениями и ни на что не променяем эту ответственность, ни на популярные в ту минуту решения, ни на тактические соображения к будущим выборам, ни на то, что напишут об этом в каком-либо иностранном государстве».