Грузия выдвинет в ОБСЕ вопрос о сбитом БПЛА

Российская и грузинская делегации в ОБСЕ проведут двусторонние консультации с участием Финского председательства, на которых обсудят произошедший 20 апреля инцидент, когда был сбит грузинский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) над Абхазией.

За консультациями последует обсуждение вопроса в более расширенном формате, в рамках Постоянного совета ОБСЕ и Форума по сотрудничеству в области безопасности.

Данная процедура последовала за решением грузинской стороной задействовать т.н. Венский механизм. Венский документ ОБСЕ 1999г. обязывает государств членов провести консультации и сотрудничать друг с другом "по поводу каких-либо необычных и незапланированных действиях их вооруженных сил за пределами своего обычного места дислокации в мирное время".

В официальной ноте, переданной российской делегацией в ОБСЕ грузинской стороне в рамках этого механизма, говорится, что произошедший 20 апреля инцидент не подпадает под сферу действия Венского документа, поскольку, как заявляет Москва, инцидент носит чисто " двусторонний, грузино-абхазский характер", и Россия не имеет ничего общего с ним. Российская сторона еще раз отметила, что доказательства, на основании которых Грузия и наблюдатели МООНГ пришли к выводу, что беспилотный разведывательный самолет был сбит российским истребителем, "сомнительны". Ту же позицию заняла Россия в ходе обсуждения вопроса на заседании Совета Безопасности ООН 30 мая.

Российская делегация также заявила, что Грузия сама способствует разжиганию напряженности осуществлением полетов над зоной конфликта, что, как заявляет Москва, завершилось тем, что были сбиты семь грузинских БПЛА абхазской системой ПВО.

В своих публичных заявлениях официальные представители Грузии, на начальном этапе, признавали лишь один факт, когда 20 апреля был сбит грузинский БПЛА. В интервью российской газете "Коммерсант" министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили признал, что Тбилиси потерял два беспилотных разведывательных самолета.

Однако, в направленной грузинской стороной 1 июня российской делегации в ОБСЕ ноте Тбилиси подтвердил, что были сбиты три беспилотных разведывательных самолета.

"Грузинская сторона подтверждает факт уничтожения ее трех БПЛА российскими военными самолетами или силами ПВО (системой ПВО «Бук» Са11), которые недавно появились в зоне конфликта", — говорится в ноте грузинской делегации.

Де-факто министр иностранных дел самопровозглашенной республики Абхазия подтвердил в начале мая, что абхазская сторона располагает системы ПВО"земля-воздух"  «Бук».

4 июня МИД России опубликовал заявление, в котором говорится, что попытка Грузии выдвинуть вопрос о сбитом БПЛА в ОБСЕ является еще одной попыткой Тбилиси «переложить ответственность за нагнетание напряженности в конфликтных зонах на Россию, которая, как хорошо известно, не является стороной в конфликтах».

«Факты — вещь упрямая, и в данном случае они однозначно указывают на Тбилиси как зачинщика всех последних провокаций и обострений», — заявил он.

В то же время, министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили 4 июня заявила, что несмотря на то, что напряженность все равно остается, телефонный разговор между президентами России и Грузии прошел в «теплой и конструктивной» обстановке.

Двое президентов планируют провести встречу на текущей неделе в Санкт-Петербурге в рамках экономического форума.

Государственный министр Грузии по вопросам евро-атлантической интеграции Георгий Барамидзе заявил 4 июня, что встреча будет проходить на фоне очень "сложной ситуации".

"[Последние действия России] являются очевидной агрессией против Грузии", — заявил он, — "Ведется подготовка к крупномасштабной интервенции для аннексии одной части территории ".

Грузия утверждает, что принятое Россией решение об отправке своих Железнодорожных войск в Абхазию с целью реабилитации железнодорожной инфраструктуры было прелюдией к этой интервенции.