Россия призывает к переговорам по условиям «буферных зон»

Россия и ЕС по отдельности заявили о необходимости отправки международных наблюдателей в районы, прилегающие к Южной Осетии.

В заявлении, которое было опубликовано несколькими часами ранее до завершения саммита лидеров ЕС, проходившего в Брюсселе 1 сентября, Министерство иностранных дел заявило, что Россия в полной мере выполняет план из шести пунктов. МИД России также представил собственное видение в отношении осуществления 5-го принципа соглашения, который предусматривает задействование «международных механизмов» на месте.

МИД России заявил, что Москва завершила вывод своих войск на позиции, существовавшие до начала конфликта.

«Все введенные в Южную Осетию для отражения грузинской агрессии подразделения наших вооруженных сил возвращены на территорию России, за исключением тех, которые находятся в Южной Осетии в ответ на просьбу ее руководства для выполнения функций поддержания мира», — говорится в заявлении российского МИДа, — «Кроме того, российские миротворческие силы, как это и предусмотрено во второй части пятого принципа, принимают дополнительные меры безопасности. В этих целях сформирована зона безопасности вокруг Южной Осетии, режим которой в настоящее время обеспечивается постами российских миротворческих сил общей численностью до 500 человек».

«Зоной безопасности», т.е. «буферной зоной» Россия называет глубинные территории Грузии вдоль границы Южной Осетии.

Россия говорит, что готова начать переговоры об условиях замены своих войск в этой зоне международными наблюдателями или даже международными полицейскими силами. Но, Москва там же подчеркивает, что она допустит международных наблюдателей лишь в зону безопасности, а не на территорию самопровозглашенной Южной Осетии.

«Учитывая печальный опыт, связанный с агрессивными устремлениями нынешнего грузинского руководства, функции военных наблюдателей ОБСЕ должны концентрироваться на патрулировании зоны безопасности с особым вниманием к ее внешнему периметру», — отмечается в заявлении российского внешнеполитического ведомства, — «Кроме того, в зоне безопасности целесообразно обеспечить международное полицейское присутствие. Такое присутствие могло бы быть развернуто по мандату ОБСЕ с опорой на возможности Евросоюза, учитывая проявленную членами ЕС заинтересованность в этом».

Лидеры ЕС в итоговом документе саммита заявили, что они решили направить в Грузию Миссию по изучению обстановки на месте, для сбора информации и для определения «условий для увеличенных обязательств ЕС, в рамках Европейской политики по безопасности и обороне».

ЕС также дал понять, что не имеет никаких планов о направлении наблюдателей на территорию Южной Осетии. В итоговом документе саммита говорится, что ЕС готов подключиться к международному наблюдательскому механизму «таким образом, чтобы заменить предпринимаемые Россией дополнительные меры безопасности в прилегающей к Южной Осетии зоне».

МИД России также заявил, что Москва готова рассмотреть возможность участия российской стороны в международных полицейских силах в зоне безопасности.

МИД РФ указал, что для создания такого механизма необходимо разработать и согласовать условия – «согласовать на международном уровне режим этой зоны, прежде всего – параметры ее демилитаризации».

1 сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, Москва призывает к установлению эмбарго на поставки оружия в Грузию.

«Когда международные механизмы (дополнительные военные наблюдатели, полицейский компонент и возможные другие формы международного участия) будут созданы и начнут полноценно функционировать, можно будет провести анализ оперативной обстановки в зоне безопасности с целью убедиться, что ее режим эффективен с точки зрения недопущения новых нападений на Южную Осетию и возобновления боевых действий», — заявляет российский МИД.

Министерство также отмечает, что российская сторона готова к обсуждению аналогичных механизмов в зоне безопасности и по направлению Абхазии, «учитывая уже имеющийся полезный опыт взаимодействия в этом районе между нашими миротворцами и военными наблюдателями ООН».

«У российской стороны нет намерения навсегда сохранять свои миротворческие силы за пределами Южной Осетии и Абхазии», — заявляет МИД России, — «Вместе с тем мы будем настаивать на обеспечении в изложенном выше духе надежного международного контроля в прилегающих к их территории районах Грузии, чтобы предотвращать подготовку тбилисским режимом новых военных авантюр».

Министерство иностранных дел России также заявляет, что после того, как будут установлены условия функционирования зоны безопасности, Тбилиси придется подписать обязательные соглашения о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)