Аласания ушел в отставку с политическими планами
Ираклий Аласания. Фото: ООН/Paulo Filgueiras
|
Бывший посол Грузии в ООН Ираклий Аласания заявил, что заявление о своей отставке с занимаемой должности написал 4 декабря, а о своих планах на будущее расскажет после возвращения в Тбилиси.
Первые неподтвержденные сообщения об отставке Аласания распространились 5 декабря, в первой половине дня. Вечером того же дня премьер-министр Григол Мгалоблишвили созвал экстренную пресс-конференцию, на которой неожиданно объявил о кадровых изменениях в правительстве, которое всего 35 дней назад заручилось доверием со стороны Парламента.
На той же пресс-конференции Григол Вашадзе, который в результате этих изменений занял пост министра иностранных дел, призвал всех заместителей министра ИД, а также послов Грузии уйти в отставку.
Когда его спросили по поводу отставки Аласания, Вашадзе ответил, что ничего не знает об этом, и что «Ираклию Аласания так или иначе придется уйти в отставку, так как этот процесс изменений затрагивает всех послов».
5 декабря поздно вечером президент Саакашвили встретился с премьером Мгалоблишвили. На этой встрече президент заявил, что в течение последних недель активно обсуждались различные варианты кадровых изменений в правительстве. «Это первый случай, когда информация не просочилась в прессу», — отметил Саакашвили и добавил, что необходимо «сделать смелые и неординарные шаги».
В кратком телефонном интервью телекомпании «Кавкасиа» Ираклий Аласания заявил, что заявление о своей отставке он написал за день до того, пока официально было бы объявлено об изменениях в правительстве и увольнении со службы всего диаломатического корпуса.
«Заявление об отставке я написал 4 декабря, и направил в МИД. В связи с этим я поставил в курс дела министра иностранных дел Эку Ткешелашвили, и президент Саакашвили также был информирован о моем решении», — заявил он из Нью-Йорка.
Аласания также отметил, что намеревался уйти в отставку немного раньше, но не хотел сделать этот шаг перед встречей министров иностранных дел стран НАТО, чтобы «не затруднить определенные процессы». Он не стал детально рассказывать об этом.
«О деталях мотивов моей отставки и планах на будущее расскажу в ближайшее время, когда вернусь в Тбилиси», — заявил он.
Первые намеки на возможную отставку Аласания появились примерно месяц назад, когда в интервью грузинской газете «24 саати» он заявил, что для Грузии имеет жизненное значение «создание институциональной системы принятия решений, которая исключит принятие единоличных решений, и снизит угрозу втягивания Грузии в провокации».
Несмотря на то, что Аласания пока еще не объявлял о своих будущих планах, недавно в грузинской прессе появились предположения о его возможном сотрудничестве с оппозиционным альянсом, создание которого планируют оппозиционные республиканцы и «Новые правые».
Пикрия Чихрадзе от «Новых правых» 5 декабря заявила «Civil.Ge», что эти две партии проводят «определенные консультации» с Ираклием Аласания. Хотя она также отметила, что пока рановато говорить об объявлении бывшего посла Грузии в ООН в качестве политического лидера.
После августовской войны, когда власти Грузии рассматривали правительственные изменения, в грузинской прессе также появились сообщения о том, что президент Саакашвили предложил Ираклию Аласания пост премьер-министра страны, но получил отказ от него после того, как не удовлетворил требование Аласания подчинить в таком случае его контролю и силовых министров – министра обороны и министра ВД.
В течение прошедшего года, когда в СМИ периодически возникали спекуляции по поводу ожидаемых правительственных изменений, Аласания часто называли, как возможную кандидатуру на должность министра обороны.
В результате проведенных 5 декабря кадровых изменений в правительстве, должность министра обороны, фактически, снова осталась вакантной, так как на место бывшего министра Давида Кезерашвили так никого и не назначили. А его заместитель Бату Кутелия был назван исполняющим обязанности министра.
«Я не исключаю, что эту должность оставили вакантной специально, так как президент Саакашвили снова попытается убедить Аласания работать вместе с ним и занять этот пост», — заявил журналистам обозреватель Радио «Свобода» Коба Ликликадзе.
Аласания, которому в текущем месяце исполнится 35 лет, работал заместителем министра безопасности Грузии в 2002-2004 гг. при министре Валерии Хабурдзания.
Давая показания Временной парламентской комиссии по изучению августовских событий, 28 ноября президент Саакашвили упомянул фамилию Хабурдзания, когда говорил о своей первой встрече с президентом России Владимиром Путиным.
«Он (Путин) сказал, что ваш министр безопасности, действующий, является нашим другом, и просим вас беречь его, и иметь хорошие отношения с ним. Разговор был о Валерии Хабурдзания. У меня никаких личностных претензий к Валерию Хабурдзания не было, но факт, что Путин, лидер того государства, которое нас бомбило, вдруг заявил, что наш министр безопасности является их другом, и не трогать его по этому», — заявил Саакашвили комиссии в ноябре.