Саакашвили предлагает оппозиции посты заместителей министров
Президент Грузии Михаил Саакашвили на встрече с членами правительства рассказал о вчерашней встрече с «лидером радикальной оппозиции» Леваном Гачечиладзе и заявил, что предложил оппозиции должности заместителей министров.
По его словам, он предложил должности заместителей министров ВД, юстиции, и министра по вопросам отбывания наказания, а также предложил представителям оппозиции членство в Совета национальной безопасности. Об этом предложении Леван Гачечиладзе ничего не сказал, рассказывая о подробностях встречи после ее завершения.
«Пока не созрело время для коалиционного правительства потому, что нет доверия», — заявил Саакашвили, — «Но, давайте – одним из заместителей министра ВД пусть будет представитель радикалов. Пусть сядет в здании полиции, дадим ему большой кабинет. И пусть не кричат снаружи, пусть запустят своих сторонников. И полицейские увидят, что это нормальные люди, а не только такие, что бросаются камнями и пишут что-то на стенах. Мы не соглашаемся друг с другом, но ведь общественный порядок не является политической категорией. Обычно, все должны соблюдать порядок».
«Наша задача заключается, чтобы поэтапно происходила интеграция в государственные структуры даже самых радикальных групп», — заявил президент на заседании правительства 10 июня, — «Мы должны показать им, что мы являемся частью одной системы».
«Давайте вместе построим грузинскую демократию. И естественно, в итоге мы сможем сделать это», — заявил он, — «У нас обязательно должна быть коммуникация друг с другом, и очень важно, что эта коммуникация состоялась».
По его словам, «в наших интересах, чтобы не произошла маргинализация (оппозиции)».
Лидеры непарламентской оппозиции, которые требовали в своем шустипунктовом предложении отставки министра ВД Вано Мерабишвили и министра юстиции Зураба Адеишвили, уже отвергли предложение президента.
«Мы не примем участия в перераспределении должностей, так как, я не считаю, что это выход из кризиса», — заявил лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания, — «Я считаю, что создание соответствующей среды и далее проведение досрочных выборов является выходом из кризиса. Какие выборы пройдут первыми – президентские или парламентские – это предмет переговоров».
Хотя, он также заявил, что сам тот факт, что президент начал говорить о предоставлении исполнительных должностей оппозиции, уже позитивен сам по себе.
«Даже находясь на посту председателя Парламента я не смогла помещать созданию такой системы, которую мы имеем сегодня, и сделать это на должности заместителя министра абсолютно невозможно», — заявила лидер «Демократического движения – Единой Грузии» Нино Бурджанадзе.
Саакашвили на заседании правительства также заявил, что в оппозиции есть группы, с которыми невозможно будет договориться, так как существуют с ними «фундаментальные расхождения о том, каким должно быть государство, есть также и культурные расхождения».
Саакашвили исключил возможность досрочных президентских и парламентских выборов, чего требуют оппозиционные партии, организаторы акций протеста с целью разряжения «политического кризиса».
«Повторяю, что мы не банановая республика – мы были на уровне Нигерии пять лет назад, но сегодня мы на уровне Голанди и Дании с точки зрения коррупции, в цивилизованной стране не проводятся выборы раз или два раза в году», — заявил он.
По его словам, выборы проводятся для того, чтобы «разрядить политическую напряженность», но «для этого должны быть предпосылки». По его словам, в прошлом году трижды были проведены выборы – президентские, парламентские и региональные в Аджарии, «но это не разрядило напряженности».
«В тех условиях, когда все политические субъекты пока не могут договориться по главным вопросам, вхождение в любой избирательный цикл… это будет прямым рецептом для того, чтобы завтра вернуться в бесточие 90-х гг., в отсутствие зарплат, в бесперспективность и мы этого не допустим», — заявил он.
По его словам, «у диалога альтернативы нет» и необходимо договориться «по правилам игры», как «сделать эти выборы», чтобы в случае проигрыша на выборах у какой-либо политической силы не возникли претензии.
Он еще раз повторил, что готов к перенесению местных выборов с осени будущего года на весну, и к прямым выборам мэра, несмотря на то, что в правящей партии по этому вопросу нет единого мнения.
По его словам, «в Грузии нет политического кризиса», так как правительство «консолидировано», экономика «не обвалилась», и «третье, в Парламенте проходит хороший диалог, но я бы желал, чтобы в этом диалоге участвовали все политические силы».
Он также затронул и российскую угрозу, и отметил: «а что, в этом году угроза снята? Сегодня у российской артиллерии нет лучшего доступа тут?». По его словам, «мы находимся в борьбе за деоккупацию Грузии» и перед страной стоят «экзистенциальные» угрозы.
Он также коснулся вопросы проходящих в течение двух месяцев акции протеста и отметил, что эти процессы «лишили нас 10-15 тысяч рабочих мест» и «1-2%» экономического роста.
«Мы освободили (с работы) более 40 тысяч человек… и эти люди считают, что им было бы хорошо вернуться обратно», — заявил он, — «Я понимаю, что одна часть народа выражает протест из-за крайней нужды. Есть одна часть людей, которые хотят прямо вернуть в Грузию воровской менталитет».
Он также признал, что у правительства были ошибки, «но мы не делали этого сознательно. Мы служим нашим принципам».