Россия наложила вето на Миссию ООН в Грузии

Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) приступила к закрытию 15-летней операции после того, как 15 июня Россия наложила вето на продление мандата миссии в Совете Безопасности ООН.

Тбилиси «выразил сожаление» в связи с закрытием Миссии ООн и заявил, что это лучший результат, чем принятие такой резолюции СБ ООН, в которой не было бы указки на территориальную целостность Грузии, как этого требовала Россия.

Главная задача миссии заключалась в осуществлении мониторинга по обеим сторонам административной границы Абхазии и в Верхнем Кодорском ущелье.

Блокированию Россией Миссии ООН предшествовало блокирование ею же операций ОБСЕ по мониторингу в Южной Осетии. Существующий мандат наблюдателей ОБСЕ, которые после августовской войны уже не могут проникнуть внутрь сепаратистского региона, истекает 30 июня. Миссия ОБСЕ уже запланировала прощальный прием на 22 июня.

Аналогично деятельности Миссии ОБСЕ, в отношении наблюдателей ООН Москва также пыталась добиться принятия такого решения, которое «отразило бы те новые реалии», которые возникли после российско-грузинской августовской войны 2008 года, в частности, признание независимости двух сепаратистских регионов.

Грузия несколько раз заявила, что территориальная целостность является ее «красной линией», и что она не согласится на такое решение, которое пересекало бы эту линию.

«Мы выполнили свое обещание – хотя и сожалеем о Миссии ООН. Никогда Грузия не примет участия в таком решении, которое хотя бы на миг поставило бы под сомнение международный правовой статус нашей территориальной целостности», — заявил министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе 16 июня.

Россия поддерживала такой проект резолюции, который предусматривал создание «новых механизмов безопасности» в Абхазии, и который основывался бы на последнем докладе Генерального секретаря ООН. Предложение России не содержало указки на территориальную целостность Грузии.

Американские и европейские члены СБ ООН подготовили проект, в котором призывали к продлению на две недели мандата Миссии, что предоставило бы дипломатам возможность продолжить консультации с целью достижения более всеобъемлющей резолюции.

Посол России в ООН Виталий Чуркин подверг критике проект, и как он назвал это, западное «упорство» в связи с тем, чтобы была бы указка на резолюцию 1808, которая подтверждает поддержку членами Совета Безопасности территориальной целостности Грузии.

По словам Чуркина, Москва была готова к «компромиссному» решению путем принятия технической резолюции, которая просто продлила бы мандат Миссии ООН до 15 июля, и в котором были бы упомянуты принятые Советом Безопасности ранее «соответствующие резолюции» без всякого указания номера и конкретики.

В ходе голосования голоса перераспределились следующим образом: 10 голосов за; один – против и четверо воздержались, в том числе Китай, Ливия, Вьетнам и Уганда.

«Я думаю, Москве придется делать очень серьезные выводы, так как их изоляция возрастает с каждым днем, и всему цивилизованному миру противостоит дипломатия, которая пытается защитить такое, что в принципе невозможно защитить, пытается защитить мнение, что в 21-м веке можно в одностороннем порядке переделывать границы, можно вторгаться вооруженными силами в суверенное государство и оккупировать его территории, можно проводить третью волу этнической чистки», — заявил Григол Вашадзе.

Заместитель посла США в ООН Розмари Дикарло заявила, что США выражают «глубокое сожаление» в связи с вето со стороны России, и подтверждают поддержку США в отношении территориальной целостности Грузии.

«Продление мандата предоставило бы ООН возможность вновь выполнять свою роль в мониторинге прекращения огня, с точки зрения урегулирования вопросов безопасности и гуманитарных вопросов и создания необходимых условий для возвращения вынужденно перемещенных лиц», — заявила Дикарло.

США «сейчас рассматривают меры, чтобы помочь Грузии в условиях отсутствия там ООН», в том числе путем поддержки Миссии ЕС по мониторингу, — заявила она. «В то же время, именно гражданское общество пострадает более всего из-за ситуации с точки зрения безопасности в Абхазии без международных миссий в Грузии», — добавила она.

Посол Франции в ООН Жан Морис Риперт заявил после заседания СБ ООН: «мы не можем и не пойдем на компромисс в отношении территориальной целостности Грузии».

После наложения Россией вето на резолюцию, в беседе с журналистами посол Германии в ООН Томас Матусек выразил «глубокое разочарование» ЕС в связи с твердым сопротивлением со стороны России.

«К сожалению, российское вето завершило это (Миссию ООН). Оно также завершило 15-летнее присутствие Миссии ООН в Грузии во вред тем людям на месте, которым ООН нужна по гуманитарным мотивам, чтобы обеспечить собственную физическую безопасность, для безопасного и достойного возвращения вынужденно перемещенных лиц и ВПЛ», — заявил посол Германии.

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд в распространенном 16 июня заявлении отметил: «Россия воспользовалась своим присутствием в СБ ООН для того, чтобы осуществить свои узкие интересы».

«Эта миссия помогала разряжению напряженности и приостановлению дальнейшего конфликта. Ее прекращение повлияет на ежедневную жизнь проживающих в зоне конфликта людей», — заявил он, — «Россия должна в полной мере следовать другим международным обязательствам, в том числе и соглашениям Саркози-Медведева от 12 августа и 8 сентября (2008 г.). Россия должна вывести свои силы на позиции, существовавшие до конфликта, конструктивно участвовать в Женевских переговорах и обеспечить внесение гуманитарной помощи и защиту прав человека на тех территориях, которые де-факто сегодня находятся под контролем России», — заявил он.

После ухода миссий ООН и ОБСЕ, единственной международной миссией, которая останется в Грузии, является Миссия наблюдателей ЕС(МНЕС). Несмотря на то, что Миссия ЕС имеет мандат на осуществление мониторинга ситуации в обоих сепаратистских регионах, МНЕС не допускают на внутренние территории Абхазии и Южной Осетии, и она может контролировать обстановку лишь на прилегающих территориях.

«Когда это случится, не знаем; Россия не допускает наблюдателей ЕС на оккупированные территории и такими действиями Москва напрямую противоречит соглашению Саркози», — заявил государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. Он имел в виду соглашения о прекращении огня от 12 августа и 8 сентября 2008 года.

«Надеемся, что рано или поздно (наблюдателей ЕС) допустят на оккупированные территории», — заявил он 16 июня.

Абхазская реакция

Министр иностранных дел сепаратистского правительства Абхазии Сергей Шамба заявил, что Сухуми не пострадает закрытием наблюдательской Мисси ООН.

"Наши гарантии мы видим в союзе с Россией и в военном присутствии России", — передает 16 июня агентство «Апсныпресс» слова Сергея Шамба.

Аналогично позиции России, Шамба заявил, что какая-либо указка на территориальную целостность грузи была неприемлема для Сухуми.

Секретарь де-факто Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба заявил на прошлой неделе, что дискуссии в СБ ООН будут «моментом истины» для Абхазии.

«Если ссылки на эти резолюции останутся, то Абхазия в правовом отношении еще лет 15-20 будет в составе Грузии, неважно, в какой завуалированной форме будут это преподносить», — заявил Лакоба, — «В таком случае нам лучше отказаться от миссии ООН. Мы не можем ее добиваться любой ценой, о чем неоднократно заявлялось руководством Абхазии».

Международная кризисная группа (МКГ) в опубликованном в ноябре прошлого года докладе заявила, что представители де-факто властей Абхазии в частных беседах заявили западным дипломатам, что они желают, чтобы наблюдатели ООН «в какой-либо форме продолжили бы свое присутствие в регионе, чтобы абхазы не остались один на один с российской армией».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)